Публикация
Академия художеств
Фото - Академия художеств классицизм ВО. Университетская наб., 17 Пам. арх. (федеральн.) 1764-1788 - арх-ры Валлен-Деламот Жан.-Батист, Кокоринов Александр Филиппович, Фельтен Юрий Матвеевич
1999-2000 - арх. Ухов Вячеслав Орестович - реконструкция чердаков
В 1990-2000 г.г. был разработан проект и произведена реконструкция чердачных помещений здания С.-Петербургской Академии Художеств. (
В 1757 г. И. И. Шувалов внес в Сенат предложение создать в Петербурге высшую художественную школу. Последовал Указ императрицы Елизаветы Петровны от 6 ноября 1757 г. «...особой трех знатнейших художеств академию в Петербурге учредить...» Директором академии художеств стал И. И. Шувалов. Преподаватели были приглашены из-за границы: живописец Л. Ж. Ледоррен, рисовальщик Ж. М. Моро, скульптор Н. Ф. Жилле, гравер Е. Ф. Шмидт. Из русских в штат Академии художеств был взят лишь архитектор С. Чевакинский, сначала как преподаватель черчения. Во времена Екатерины II появлялись и русские преподаватели. А. Ф. Кокоринов с 765 г. стал профессором, а с 1769 г. - ректором Академии. Преподавали выпускники Академии живописцы А. П. Лосенко, С. Ф. Щедрин, Д. Г. Левицкий, скульптор Ф. И. Шубин, архитектор В. И. Баженов. В Академии художеств было создано Воспитательное училище, в которое стали набирать 6-летних детей, чтобы «находясь под надзором гувернеров, они не могли видеть и слышать ничего дурного, могущего их чувства упоить ядом развратности». Новый Устав заведения, утвержденный 4 ноября 1764 г., по указанию Екатерины II , составил И. И. Бецкой. Эту дату стали считать официальным днем учреждения Академии художеств. По уставу в Воспитательном доме было три возрастные группы: от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет. Учащиеся в 16 лет переходили в ученики собственно Академии Художеств. Набор в Академию происходил раз в три года. Окончившим Академию присуждалось звание художника (живописи, или скульптуры, или архитектуры). Награжденные большой золотой медалью получали право на творческую поездку за счет Акдемии за границу для усовершенствования. В дальнейшем выпускникам, за успешно выполнение работ по заданиям Академии, могло присваиваться звание «академика», позволяющее преподавать в Академии. Первоначально Академия художеств размещалась в помещениях Шувалова на Садовой ул., между Невским пр. и Итальянской ул. В 1765 г. в присутствии Екатерины II состоялась торжественная закладка здания Академии художеств на набережной Невы. В 1802 г. Александр I утвердил новый устав Академии художеств, существенно расширив ее права. По новому Уставу Академии вменялось в обязанность «наблюдать за охранением памятников славы отечественной, ровно как и сочиненных новых». Президентом Академии с 1817 г. стал А. Н. Оленин. В 1893 г. в. при Академии художеств образовалось, как автономная часть, Высшее художественное училище с шестилетним сроком обучения, в том числе с двухлетними подготовительными классами. Ректором училища до Октябрьской революции был Л. Н. Бенуа. Вместо классов были образованы мастерские, руководителями которых стали И. И. Шишкин, К. Е. Маковский. И. Е. Репин и др. известные художники, скульпторы и архитекторы. Размещалось училище в здании Академии художеств.
В 1918 г. училище было реорганизовано в Государственные свободные художественные учебные мастерские, которыми руководили Л. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский. А. А. Рылов, А. Т. Матвеев и К. С. Петров-Водкин. В 1921 г. мастерские переименовали в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а в 1922 г. объединили с центральным училищем технического рисования барона А.Л. Штиглица в высший художественно-технический институт, просуществовавший до 1930 г. Из него выделили институт пролетарских изобразительных искусств. В 1932 г. он был реорганизован в институт живописи, скульптуры и архитектуры, получивший в 1944 г. имя И. Е. Репина. Это название сохранилось и до настоящего времени. Прямоугольное в плане здание со вписанным кольцеобразным корпусом и круглым двором. Между колонн портика у входа - статуи Геркулеса и Флоры. Отделка фасадов и внутренняя планировка относятся к разным периодам зодчества. Особо интересны парадные залы второго этажа, центральный круглый конференц-зал, домовая церковь, выстроенная по проекту К. Тона. (
Здание представляет собой замкнутый блок с несколькими внутренними дворами. В основе композиции круг, вписанный в прямоугольник. Это самый большой в мире круглый двор. Малые дворы сдвинуты к углам. Лицевой фасад в центре выделен круглым выступающим вестибюлем, украшенным восьмиколонным портиком. Во двор из здания ведут четыре двери, над которыми значатся четыре основные направления деятельности школы: «Живопись». «Скульптура», «Архитектура», «Воспитание». (
В 1832-1834 гг. была сооружена гранитная пристань на Неве (арх. К. А. Тон) с изваяниями египетских сфинксов на гранитных пьедесталах. Первоначально предполагалось, что на пристани будут установлены конные статуи работы Клодта, но привезти сфинксов из Египта (Александрия) оказалось дешевле. Бородки у сфинксов были отбиты после смерти фараона Аменхотепа III, портретным изображением которого являются головы сфинксов. На груди между лапами и вокруг плиты высечена иероглифическая надпись, в которой перечисляются титулы Аменхотепа III. На нижней площадке пристани возле каменных скамей стоят попарно четыре бронзовых грифона - скульптор П. П. Геде, 1834 г.
В центре здания - портик главного входа. Между колоннами ионического ордера расположились статуи Геракла и Флоры. Геракл опирается на палицу, сделанную и ясеня Киферонских садов. На палицу наброшена шкура Немейского льва. В левой руке за спиной он держит 3 золотых яблока из сада Гесперид. Рядом богиня цветов - Флора. Над дверью здания надпись:"Свободным художествам. Лета 1765".
В круглом дворе установлена скульптура графа Шувалова работы Зураба Церетели. В саду за оранжереей - маленькая постройка «Хрустальный домик» - мастерская батальной живописи. Ее устроили отдельно еще в XIX в. При мастерской - небольшая конюшня. Конюшня возрождена в 1990-х г. Также в саду расположены рисовальная мастерская с дорическим портиком и мозаичная мастерская. В 1820-е гг. президент Академии Алексей Оленин задумал возвести в саду, если не копии конкретных шедевров, то примеры важнейших стилей. Портик, возведенный архитектором А.А. Михайловым 2-м - образец греческой классики. Коринфская колонна посреди сада, прежде стоявшая в круглом дворе и перенесенная сюда Александром Брюлловым в 1840-е гг., осталась лишней при строительстве Казанского собора. Брюллов увенчал ее лирой. (
«Колонна сооружена по инициативе гр. А. С. Строганова, бывшего президентом Академии Художеств в период с 1800 по 1811 г. Для памятника употреблена гранитная колонна, оставшаяся от постройки Казанского собора и переданная в Академию. На заседании Академического Совета, 10 августа 1807 года, Строганов предложил поставить ее а круглом дворе Академии, для чего архитектору Воронихину было поручено "начертить рисунок сей колонны с приличными к ней украшениями и принять нужные меры, чтобы оная колонна к сентябрю месяцу была на своем месте". Постройка колонны под наблюдением Воронихина была возложена на архитектора Михайлова. В 1817 г. колонна была перенесена в сад Академии. На ее месте на круглом дворе долгое время стояла модель памятника Минину и Пожарскому работы Мартоса». (Паспорт памятника «Колонна в саду Академии художеств»; добавил
В круглом дворе установлена скульптура графа Шувалова работы Зураба Церетели.
Церковь вмц. Екатерины Академия художеств основана Елизаветой Петровной в 1758 по инициативе гр. И. И. Шувалова. Здание академии было возведено на берегу Невы в 1764-1788 по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота при участии Ю. М. Фельтена. Церковь во имя прп. Иоанна Дамаскина, защитника иконопочитания, была заложена по проекту Деламота 28 июня 1765 митрополитом Новгородским Димитрием и архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом в присутствии Екатерины II. Храм располагался на втором этаже со стороны сада. Несмотря на это, студентам целых 55 лет приходилось пользоваться временным походным храмом Сошествия Св. Духа, который ранее принадлежал русскому гарнизону в Пиллау. Над постройкой церковного купола и помещения храма много потрудился в 1770-е Фельтен, но окончательной отделке помешали разные обстоятельства. Отделку первоначально поручили молодым выпускникам Академии - братьям Ивану и Алексею Алексеевичам Ивановым, но их предложения не были осуществлены.
Витражи были расположены в центре Аванзала в трёх слегка вытянутых вверх окнах с полуциркульным завершением и в трёх небольших оконцах над ними. Исполнил их выпускник Академии Художеств Владимир Дмитриевич Сверчков. (Установлены в 1873 году). Они были выполнены в традиционной технике стекольной живописи, что свойственно работам Сверчкова. Большой профессионализм в этой работе обнаруживается как в построении самой композиции (взаимоотношениях крупных и мелких пятен, тонкой проработке живописи при цельности общего восприятия), так и в прорисовке деталей, богатой графической разработке стекольного полотна, обнаруживающей любовь к фактуре материала. В центре каждого витража в крупных окнах расположены аллегорические фигуры, изображённые стоящими в нишах, олицетворяющие виды искусства и всем своим видом и облачением напоминающие римских богов. Орнаментальное обрамление всех трёх фигур одинаковое и, возможно, отличалось лишь в цвете. Под каждой фигурой в ренессансном картуше прямоугольная табличка со словами, обозначающими аллегорию - соответственно: живопись, архитектура, скульптура. Над тремя основными витражами, изображавшими аллегории искусств, в небольших круглых окнах помещались три малых, с вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II, и академическим гербом. Все вышеперечисленные витражи погибли предположительно в первые послереволюционные годы. Их утрата - одна из крупнейших для Петербурга в области стекольной живописи.
Библиотека Академии Художеств основана в 1757 г. Не прекращала работу в годы ВОВ. В библиотеке 5 читальных залов. (Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов "Утраченный Петербург") (добавил
Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527
![]() ![]() Добавил: Shuba, 30 Января 2008, 21:26
Редактировано: 25 Апреля 2023, 15:57
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house438.html' target='_blank'>Академия художеств на Citywalls.ru</a>
Всего 50 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32491
Готовится: 80
Улицы: 2717
Архитекторы: 4169
Посетители
Участников: 0
Гостей: 739
Зарегистрировано: 14593
Всего сегодня: 2544
|
Три фасада Академии художеств.
Из книги Крашенинников А. Ф. - Архитектор Александр Кокоринов.