Публикация
Музей Военно-морской славы. Атомная подводная лодка "К-3" "Ленинский комсомол"Фото 2024 г. Музей Военно-морской славы. Атомная подводная лодка «К-3» «Ленинский комсомол»
1952–1958 – строительство 2021–2023 – музеефикация
См. См.
Мемориальный корабль–музей «Атомная подводная лодка «К-3» «Ленинский комсомол» – центральный объект Музея Военно-морской славы созданного в рамках туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» в г.Кронштадте и открытого в 2023 г.
Атомная подводная лодка «К-3» «Ленинский комсомол» – первая отечественная подводная лодка с атомной энергетической установкой (АЭУ). ПЛА «К-3» введена в строй ВМФ СССР в 1958г. и стала третьей в мире после ПЛА ВМС США SSN-571 «Наутилус» и SSN-575 «Сивулф» введённых в строй, соответственно, в 1954 и 1957гг. При близких величинах по водоизмещению, автономности и численности личного состава, «К-3» существенно превосходила «Наутилус» по мощности, по архитектуре корпуса, скорости хода, глубине погружения и непотопляемости. Однако ПЛА «К-3» строилась по проекту 627 (единственная), созданному в СКБ-143 (г. Ленинград)*; главный конструктор – В. Н. Перегудов. Общее руководство проектом осуществлял академик А.П. Александров. Созданием АЭУ руководил Н. А. Доллежаль. На основе пр. 627 был создан пр. 627А, по которому в 1956–1964 гг. построена серия из 12 советских атомных подводных лодок. * Специальное конструкторское бюро 143 (СКБ-143) создано в 1948 г., с 1966 г. – Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения (СПМБМ), с 1974 г. – после объединения с ЦПБ «Волна» –
Краткая историческая справка
09.09.1952 – И. В. Сталин подписал Постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта «627». Общее научное руководство работами по созданию АЭУ и ПЛА осуществлял директор Института атомной энергии АН СССР академик А. П. Александров. Проектированием ПЛА руководил начальник СКБ-143 инженер-кораблестроитель капитан 1 ранга В. Н. Перегудов. Для создания АЭУ подводных лодок был создан специальный НИИ-8 (НИКИЭТ), который возглавил Н. А. Доллежаль.
03.1953 – создан предэскизный проект ПЛА пр. 627 со специальной торпедой Т-15 (калибр 1550 мм, длина около 24 м) с ядерной боевой частью.
03.1953–05.1954 – разработка в СКБ-143 эскизного и технического проекта опытовой ПЛА пр. 627, шифр «Кит», под руководством специалистов Института атомной энергии АН СССР. Паропроизводящую установку (ППУ) разработал НИИ-8. Создание парогенераторов выполняло СКБ котлостроения Балтийского завода им. С. Орджоникидзе (главный конструктор Г. А. Гасанов). Насосы первого контура – ОКБ Ленинградского Кировского завода (главный конструктор Н. М. Синев). Паротурбинная установка – СКБ Кировского завода (главный конструктор М. А. Казак) при участии специалистов– энергетиков СКБ-143, возглавляемых Г. А. Вороничем.
05.04.1954 – по приказу главнокомандующего ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова создано 6-е управление Военно-Морского Флота, на базе 6-го (атомного) отдела ВМФ (создан в 1949 г.); начальник управления – контр-адмирал П.Ф. Фомин. Управление (ранее отдел) обеспечивало разработки атомного оружия для флота, занималось вопросами его боевого применения на море и защиты объектов флота от атомного оружия противника. С 1953 г. через эту структуру осуществлялось взаимодействие ВМФ с организациями, отвечавшими за проектирование первой атомной подводной лодки СССР. В 1954 г. П.Ф. Фомин возглавил общее руководство над всеми работами по объекту «627» и комплектование строящейся ПЛА личным составом.
24.06.1954 – запущена в промышленную эксплуатацию Калужская АЭС – первая в мире атомная электростанция, расположенная в г. Обнинск Калужской обл., подключённая к общей электрической сети Советского Союза. В дальнейшем на базе АЭС в г. Обнинске создана лаборатория с действующим стендом 27-ВМ – наземным прототипом АЭУ для ПЛА, который в начале 1956 г. был выведен на энергетический уровень мощности. Подготовка и обучение личного состава электромеханической боевой части, обслуживавшего АЭУ первых ПЛА («К-3» и «К-5»), проходили в г. Обнинске под непосредственном руководством академика А. П. Александрова.
07.1954 – по настоянию специалистов флота в окончательном варианте ПЛА пр.627 проектировщикам пришлось отказаться от торпеды Т-15 с ЯБЧ, а вместо неё в корпусе разместить восемь 533-мм торпедных аппаратов (ТА) с общим боекомплектом 20 торпед. ПЛА предназначалась для борьбы с боевыми кораблями и транспортами противника на океанских и удалённых морских коммуникациях.
21.09.1955 – на морском полигоне ВМФ в районе Новой Земли (создан в 1953 г.) успешно выполнен первый в СССР подводный взрыв торпеды Т-5 с ядерным зарядом.
24.09.1955 – состоялась торжественная церемония закладки ПЛА пр.627 (заводской № 254) на стапеле ССЗ № 402 в г. Молотовске (директор завода Е. П. Егоров) – в настоящее время это АО «Производственное объединение Северное машиностроительное предприятие («Севмаш»)», г. Северодвинск. ПЛА строилась в обстановке строжайшей секретности в специально отгороженной части цеха № 42. Всего в работах по созданию первой советской ПЛА было задействовано более 350 предприятий и КБ страны.
12.1955 – первым командиром ПЛА пр. 627 назначен капитан 1 ранга Л. Г. Осипенко, его старшим помощником – капитан 2 ранга Л. М. Жильцов, командиром электромеханической боевой части – инженер-капитан 2 ранга Б.П. Акулов. Подразделения и службы ПЛА возглавили преимущественно молодые офицеры, прошедшие систему конкурсного отбора.
03.06.1956 – создан первый в советском ВМФ Учебный центр по подготовке специалистов атомных подводных лодок (г. Обнинск); начальник – капитан 1 ранга М. Л. Соколов.
09.08.1957 – ПЛА пр. 627 в г. Северодвинске спущена на воду в высокой степени готовности. 14.09.1957 – произведён физический пуск корабельных реакторов с выходом их на минимально контролируемый уровень мощности. Экипаж осваивал корабль в ходе испытаний. 17.04.1958 – в 19 ч 00 мин начались работы по выводу реакторов ПЛА на мощность и введению АЭУ в турбогенераторный режим, на подводной лодке был дан пар. 04.1958 – завершены заводские швартовые испытания.
01.07.1958 – на ПЛА пр. 627 поднят Военно-морской флаг СССР. 03.07.1958 – начаты государственные испытания в море. 04.07.1958 – в 10 ч 03 мин впервые в истории отечественного флота ПЛ дала ход под атомной энергетической установкой. 17.12.1958 – ПЛА пр. 627 принята в состав Северного флота. 17.01.1959 – начата опытная эксплуатация ПЛА в составе ВМФ СССР. Были проведены первые опытные операции по перегрузке активных зон реакторов.
03.1959 – сформирована 206-я отдельная бригада атомных подводных лодок, первое соединение такого типа, ставшее основой для формирования в июле 1961 г. 1-й флотилии атомных подводных лодок ВМФ СССР (командующий – контр-адмирал А. И. Петелин). В состав соединения вошла ПЛА пр. 627, получившая тактический номер «К-3» (К – крейсерская).
23.07.1959 – за успешное освоение новой техники командиру «К-3» капитану 1 ранга Л. Г. Осипенко присвоено звание Героя Советского Союза, многие члены экипажа награждены орденами и медалями. Главному конструктору ПЛА пр. 627 В. Н. Перегудову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
20.08–11.09.1959 – ПЛА «К-3» впервые участвовала в учениях Северного флота. 01–15.11.1959 – ПЛА «К-3» совершила первый длительный поход, часть которого провела под арктическими льдами в высоких широтах. Так началось освоение Северного Ледовитого океана советскими атомными подводными лодками.
11–21.07.1962 – поход ПЛА «К-3» к Северному полюсу, впервые в истории отечественного атомного подводного флота. 11 июля ПЛА «К-3» вышла из базы и 15 июля достигла точки на 84-м градусе сев. широты, где впервые выполнила всплытие в полынье вблизи Северного полюса. Члены экипажа на льду установили Государственный флаг СССР. 17 июля ПЛА под водой достигла географической точки Северного полюса, однако всплыть не удалось из-за сплошного ледового покрова толщиной до 12 м, пробить который не представлялось возможным. 21 июля «К-3» вернулась на базу Йоканьга (пос. Гремиха). Корабль встречали члены правительства во главе с председателем Совета министров СССР Н. С. Хрущёвым. Прямо на пирсе всем членам экипажа и научной группы, участвовавшим в походе, вручили правительственные награды. Руководитель похода (старший на борту) контр-адмирал А. И. Петелин, командир «К-3» капитан 2 ранга Л. М. Жильцов и командир электромеханической боевой части инженер-капитан 2 ранга Р.А. Тимофеев были удостоены звания Герой Советского Союза, остальные участники похода награждены орденами и медалями.
09.10.1962 – ПЛА «К-3» присвоено почётное наименование «Ленинский комсомол» в память дизель-электрической ПЛ «М-106» «Ленинский комсомол», погибшей в 1943 г.
02.1963–10.1965 – проводились ремонт с заменой реакторного отсека и модернизация корабля.
08.09.1967 – при возвращении с боевой службы в Средиземном море, в 01 ч 52 мин на ПЛА «К-3» произошла авария. Корабль находился в Норвежском море, северо-восточнее Фарерских островов, на глубине 49 м, когда в 1-м и 2-м отсеках возник пожар, погибли 39 человек. В процессе борьбы за живучесть ПЛА всплыла в надводное положение, получила помощь от подошедших советских кораблей и своим ходом через три дня вернулась в пункт базирования. Взрыва торпед, а среди них были и торпеды с атомными боевыми частями, удалось избежать, благодаря мужеству и профессионализму членов экипажа.
10.09.1986 – Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР об утилизации и сдаче на слом атомных подводных лодок пр. 627 и пр. 627А, в связи с истечением установленных сроков службы в ВМФ.
05.08.1987 – решение главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота В. Н. Чернавина, поддержанное министром судостроительной промышленности СССР И.В. Коксановым, о преобразовании первой советской атомной подводной лодки «К-3» в мемориальный корабль–музей. По заказу ГК ВМФ и Минсудпрома проект музеефикации выполнен СПМБМ «Малахит» в 1988–1989 гг. Он предусматривал два варианта установки ПЛА «К-3» – на плаву и на береговом постаменте. Был избран вариант «на берегу», а местом вечной стоянки указан Кронштадт. Музеефикацию объекта предполагалось произвести в срок до конца 1994 г. Эти меры предотвратили уничтожение уникального корабля, но деструктивные процессы, связанные с распадом СССР, не позволили своевременно реализовать проект создания корабля–музея «К-3».
17.10.1987 – ПЛА «К-3» выведена из боевого состава ВМФ. Всего за время своей эксплуатации, около 30 лет, она выполнила 6 боевых служб и 4 дальних похода, прошла 128 443 мили за 14 115 ходовых часов. 10 членов экипажа удостоены звания Героев Советского Союза.
09.09.1988 – переформирована в учебно-тренировочное судно и поставлена на прикол в губе Гремиха. 14.03.1989 – переклассифицирована в БПЛ и переименована в «Б-3» (Б – большая). 26.10.2002 – отбуксирована на ФГУП «10 СРЗ» (г. Полярный) до окончательного решения о судьбе (утилизация или музеефикация). 30.05–03.07.2002 – произведена выгрузка ядерного топлива.
28.10.2005 – отбуксирована в бухту Кут губы Оленья в акваторию ФГУП «СРЗ «Нерпа» (г. Снежногорск), где находилась до 2021 г. Включена в состав 74-го отдельного дивизиона ремонтирующихся подводных лодок Кольской флотилии разнородных сил Северного флота.
20.04.2006 – проведено дополнительное радиационное обследование перед началом работ по переоборудованию ПЛА «К-3» в музей. 01.07.2006 – заведена в док ФГУП «СРЗ "Нерпа" для подготовки к переоборудованию в музей или утилизации (в зависимости от дальнейших решений). По договору с Росатомом, заводсоздал муляж реакторного отсека для установки в подводную лодку. 2007 – произведена вырезка реакторного отсека, который был установлен на длительное хранение на полигоне в губе Сайда.
2008 – передана гражданскому экипажу ФГУП «СРЗ «Нерпа» (г. Снежногорск) для переоборудования в плавучий музей по проекту, выполненному СПМБМ «Малахит», согласно постановлению Правительства РФ. Реализация проекта вновь отложена.
03.2011 – появиласьинформация о планах установить ПЛА «К-3» как мемориальный корабль–музей в порту г. Мурманска, рядом с первым атомным ледоколом «Ленин», превращённым в музей. За отсутствием средств планы не осуществились. А состояние подводной лодки неуклонно ухудшалось.
03.2013 – руководствоОбъединённой судостроительной корпорации, в связи с необходимостью освободить стапельную площадку, на которой хранились останки легендарной подводной лодки, а также в виду отсутствия средств на музеефикацию объекта, приняла решение утилизировать корабль. Но работы не начались.
12.2014 – появиласьинформация о том, что решение о сохранении ПЛА «К-3» «Ленинский Комсомол» всё-таки принято, и что её уже готовят к спуску на воду с целью музеефикации и установки на плаву в г. Мурманске.
08.09.2016 – руководство СРЗ «Нерпа» сообщило, что на стапельной плите завода завершаются работы по подготовке лодки к буксировке (конвертовка) – герметизация и формирование единого корпуса путём сварки стыков между отсеком–донором и носовым блоком подводной лодки.
08.09.2017 – завод выполнил сложные работы по конвертовке, подводная лодка была спущена на воду, переведена на заводскую акваторию и ошвартована у плавпирса, где и ожидала музеефикации.
22.10.2020 – на совещании с участием представителей технического управления ВМФ, АО СПМБМ «Малахит», АНО «Остров фортов» принято окончательное решение: первая атомная подводная лодка ВМФ СССР «К-3» станет экспонатом проектируемого Музея Военно-морской славы в Кронштадте. Об этом сообщали ТАСС и пресс-служба судоремонтного завода «Нерпа» (филиал Центра судоремонта «Звёздочка», входит в Объединённую судостроительную корпорацию). Работы по восстановлению лёгкого корпуса ПЛА, изготовлению опорных оснований и подготовки «К-3» к переходу в Кронштадт производились специалистами судоремонтной верфи в г. Снежногорске Мурманской обл. Проектную документацию по музеефикации корабля разработал СПМБМ «Малахит» в г. Санкт-Петербурге. Завершить работы предполагалось в 2023 г.
07.2021 – корабль был полностью подготовлен к переходу из Снежногорска в Кронштадт. Детали этого сложнейшего перехода прорабатывались профильными структурами. 04.08.2021 – СМИ сообщили, что ПЛА «К-3» из заводского дока СРЗ «Нерпа» была переведена в транспортный плавучий док (ТПД) «Свияга» Главного управления глубоководных исследований ВМФ России и готовилась к транспортировке в Кронштадт. На переход отводилось около месяца, в течение которых ТПД «Свияга» должен был преодолеть маршрут по Баренцеву и Белому морям, шлюзам Беломорско-Балтийского канала, Онежскому и Ладожским озёрам, по реке Неве и под разводными мостами Санкт- Петербурга.
19.08.2021 – ТПД «Свияга» с ПЛА «К-3» «Ленинский Комсомол» на борту убыл из акватории филиала СРЗ «Нерпа». 31.08.2021 – ТПД «Свияга» с ПЛА «К-3» прибыл в г. Беломорск. 21.09.2021 – ТПД «Свияга» с ПЛА «К-3» прибыл на АО «Северная верфь» в г. Санкт-Петербург. 25.09.2021 – завершилась доковая операция по выводу ПЛА «К-3» «Ленинский Комсомол» из ТПД «Свияга». Корабль был поставлен на бочки, в дальнейшем к его корпусу подвели понтоны и подготовили для перехода в Кронштадт.
01.10.2021 – в 11 ч 45 мин началась буксировка ПЛА «К-3» «Ленинский Комсомол» из акватории АО «Северная Верфь» в акваторию АО «Кронштадтский морской завод», куда лодка прибыла к вечеру того же дня и была установлена в док.
01.04.2022 – по информации, полученной от представителя АНО «Остров фортов», к этому времени перед специалистами стояла задача расчистить и провести демонтаж дефектных частей корпуса подлодки, затем установить опорные элементы, необходимые для транспортировки «К-3» к месту вечной стоянки. Уникальная инженерная операция назначалась на начало лета и состояла из двух этапов: установка ПЛА на полупогружную баржу с последующей транспортировкой до морского терминала, где осуществлялась закладка на транспортные полуоси, и далее 4,5 км движения по суше до фундамента плиты, где ПЛА предполагалось установить.
08.04.2022 – появилась уточняющая информация о том, что ПЛА проходит первый этап музеефикации в доке АО «КМЗ». Предполагалось удалить большую часть повреждённого временем лёгкого корпуса ПЛА и провести дефектацию прочного корпуса для установки специальных опорных блоков. По окончании этих работ «К-3» следовало отбуксировать на Выборгский судостроительный завод (г. Выборг), где с помощью «мёртвых якорей» установить на погружной барже «Атлант», которая вновь доставит корабль в Кронштадт. «Атлант» должен был поднять «К-3» до уровня причала в порту «Моби Дик», откуда с помощью самоходных осей подводную лодку необходимо было за одну ночь перевезти через городскую улично-дорожную сеть Кронштадта до строящегося здания музея на Цитадельском шоссе. «Вписать» столь крупногабаритный объект целиком (длина 107,4 м, ширина 7,9 м) в дорожную инфраструктуру оказалось невыполнимой задачей, так что пришлось разрезать корпус на две части, и по пути следования демонтировать и затем восстановить более 70 дорожных конструкций – знаков, мачт освещения, светофоров, две эстакады теплосети, более 800 м бордюров и многое другое.
22.06.2022 – ПЛА «К-3» вывели из кронштадтского дока и начали подготовку к буксировке в Выборг. Судоремонтники АО «КМЗ» произвели ремонт четырёх поддерживающих понтонов, изготовили и выполнили монтаж швартовного и буксирного устройства, и отправили корабль в Выборг, где его разделили на две части. 02.09.2022 – в Выборгском заливе объект заведён на погружную баржу «Атлант» для транспортировки в Кронштадт. 05.09.2022 – «Атлант» прибыл в Кронштадт.
08.09.2022 – обе части перевезены к месту стоянки и установлены на площадке склада «Моби Дик» в Кронштадте (около форта «Великий Князь Константин»).
08–09.10.2022 – в ночь кормовая часть корабля на самоходном модульном транспортёре доставлена к месту постоянного размещения. 11–12.10.2022 – в ночь носовая часть корабля на самоходном модульном транспортёре доставлена к месту постоянного размещения (оставлена на дублёре Кронштадтского шоссе).
12–13.10.2022 – обе части корабля заведены в здание Музея Военно-морской славы, установлены на опорную плиту и соединены. Уникальная инженерно-техническая задача успешно завершена, и ПЛА «К-3» стала первой в мире атомной подводной лодкой, музеефицированной в крытом помещении на берегу. После этого начался финальный этап реставрации и формирование внутренней экспозиции корабля. Около 70% его оборудования оказалось утраченным или находилось в низкой степени сохранности. При подготовке к музеефикации объекта проектировщики МВМС и ответственные представители командования ВМФ приложили силы к поиску и восполнению потерь аналогичными агрегатами, приборами и деталями. Реконструкция производилась по сохранившимся чертежам. Помощь в воссоздании интерьеров корабля оказывают ветераны, проходившие службу на «К-3» и первых атомных подводных лодках пр. 627А.
13.10.2022 – в ознаменование прибытия ПЛА «К-3» «Ленинский комсомол» в Музей Военно-морской славы, на его территории состоялось торжественное мероприятие с участием руководства проекта АНО «Остров фортов», представителей главного командования ВМФ, организаций, задействованных в создании, транспортировке и реставрации подводной лодки, а также делегаций регионов – участников акции «Встречаем легенду «К-3» вместе».
01.08.2023 – открытие Музея Военно-морской славы в г. Кронштадте для посетителей. Подводная лодка стала доступна для внешнего осмотра. Также на территории парка «Острова фортов» находится полноразмерный макет корпуса ПЛА «К-3» (по ватерлинию), который использовался в съёмках фильма «Северный полюс» (зимой 2022–2023 гг.) и был сохранён для размещения в парке.
26.12.2023 – открытие музейной экспозиции во внутреннем пространстве ПЛА «К-3» «Ленинский комсомол». Внешний вид «К-3» и внутреннее содержание отсеков были воссозданы с максимальной точностью, а экспозиция дополнена личными вещами подводников, документами из архивов, интерактивными материалами. Внутри одного из отсеков установлен полномасштабный макет действующей ядерной энергетической установки. «Ленинский комсомол» стал экспонатом Музея Военно-морской славы в Кронштадте в рамках проекта «Остров фортов» (https://кронштадт.рф/apl-k3/). В тот же день рядом с «К-3» был открыт памятник академику А.П. Александрову – научному руководителю создания легендарного корабля (szfo.gov.ru)
Технические характеристики ПЛА пр.627 Конструктивно ПЛА пр. 627 имела: двухкорпусную архитектуру, удлинённый корпус (отношение длины к ширине – 13.3) с протяжённой (около половины длины) цилиндрической вставкой и поперечными сечениями, близкими к круговым, эллипсовидную форму носовой оконечности и «плоские» обводы кормы, которые обеспечивали размещение двухвальной установки.
Прочный корпус ПЛА разделялся на девять отсеков: 1 – носовой торпедный, 2 – аккумуляторный и жилой, 3 – отсек центрального поста, 4 – отсек вспомогательного оборудования, 5 – реакторный, 6 – турбинный, 7 – электромеханический, 8 и 9 – жилые и корабельных систем.
АЭУ включала два реактора с парогенераторами и столько же турбозубчатых агрегатов.
Реакторы паропроизводящей установки марки ВМ-А водо-водяного типа устанавливались последовательно друг за другом в диаметральной плоскости корабля, а парогенераторы располагались побортно от них. Реакторный отсек оборудован железоводной биологической защитой, которая обеспечивала радиационную безопасность на корабле. Расчетная мощность полного хода, при 100% мощности реакторов, составляла 35000 л.с. По компактности и удельной мощности отечественная АЭУ не имела себе равных. Лидерство ВМФ СССР в этом вопросе сохранялось неизменным всегда, хотя эти качества были «куплены» ценой повышенной виброактивности более лёгких механизмов.
В 1963–1965 гг. «К-3» прошла модернизацию, заключавшуюся в проведении ряда доработок, повысивших надежность паро-производительной установки, замененекоторого оборудования, установке новой системы торпедной стрельбы, усовершенствования радиоэлектронного оборудования. Антенну ГАС «Арктика-М» перенесли из ограждения рубки в носовую оконечность лодки, где был сформирован выступающий за обводы корпуса наплыв, а над торпедными аппаратами была размещена антенна новой шумопеленгаторной станции МГ-10.
Тактико-технические данные ПЛА пр.627 Водоизмещение: – надводное нормальное – 3065 т; – подводное – 4750 т.
Скорость хода: – полная подводная под ГТЗА (главный турбозубчатый агрегат) – 23,3 (60%), 30 (100%) уз; – полная надводная под ГТЗА – 15,5 уз; – подводная под ГЭД – 5-6 уз; – надводная под ДГ и ГЭД (дизель-генератор и гребной электродвигатель) – 7-8 уз.
Дальность плавания: – под ГТЗА – не ограничена; – под ДГ и ГЭД – 400 миль.
Глубина погружения: – рабочая – 240 м; – предельная – 300 м.
Кораблестроительные элементы: – длина 107,4 м; – ширина 7,9 м; – осадка средняя 5,7 м.
Конструктивный тип: двухкорпусная.
Энергоустановка: – тип – атомная, – тип ППУ (паропроизводящая установка) – ВВР ВМ-А, – количество × мощность реакторов – 2 × 70 МВт, – тип ПТУ (паротурбинная установка) – ГТЗА-601, – количество × мощность (на валу) ПТУ– 2 × 17500 л.с., – количество × мощность ТГ (турбогенератор) – 2 × 1400 кВт (типа ГПМ-21), – количество × мощность ДГ (дизельгенератор) – 2× 460 л.с. (типа ПГ117), – количество × мощность ГЭД – 2× 450 л.с. (типа ПГ-116), – количество валов – 2.
Экипаж: 104 чел. (24 офицера).
Вооружение: – 533-мм носовые торпедные аппараты – 8, – общее число торпед: 20 (53-61МА, 53-65К, СЭТ-53, СЭТ-65) – ПУТС «Торий».
Гидроакустическое вооружение: – комплексная ГАС МГ-200 «Арктика», обеспечивавшая обнаружение целей и определение их координат в режимах эхо- и шумопеленгования; – ГАС обнаружения гидроакустических сигналов и звукоподводной связи МГ-13 «Свет»; – шумопеленгаторная станция «Марс-16КП» (после модернизации МГ-10 «Кола»); – ГАС обнаружения подводных препятствий (миноискания) «Луч».
Радиолокационное вооружение: – станция обнаружения надводных целей и управления торпедной стрельбой «Призма»; – станция обнаружения работающих РЛС «Накат»; – аппаратура госопознавания – ответчик «Хром-КМ».
Средства радиосвязи. Состояли из комплектов приёмной и передающей аппаратуры, аналогичных установленным на дизель-электрических подводных лодках проектов 611 и 613. Они обеспечивали приём радиограмм, передаваемых с береговых командных пунктов (БКП), в том числе в длинноволновом диапазоне на малых глубинах, а также двустороннюю связь в диапазонах длинных и коротких волн с БКП, кораблями и самолётами ВМФ.
Штурманское вооружение. Навигационный комплекс (НК) «Плутон-627», обеспечивавший кораблевождение и использование торпедного оружия при плавании в пределах 80 градусов северной и южной широт. Для обеспечения кораблевождения впервые использовалось автоматическое управление по курсу и глубине с помощью стабилизаторов «Курс» и «Стрела», впоследствии хорошо зарекомендовавших себя, особенно при движении ПЛ на повышенных скоростях.
Командиры ПЛА «К-3»: Осипенко Л.Г. (08.1955–12.1959) Жильцов Л.М. (12.1959–10.1964) Первушин Г.С. (10.1964–05.1967) Степанов Ю.Ф. (05.1967–07.1968) Жуков А.Я. (07.1968–01.1972) Базько А Н. (01.1972–03.1977) Растворов А.А. (03.1977–04.1984) Бурцев О.В. (06.1984–09.1986) Мурашов С.В. (09.1986–03.1989) Бондаренко Л.В. (06.1989–02.1995) Фёдоров Е.А. (02.1995–06.2002) Тищенко А.В. (06 2002–12.2009)
Бортовые номера «К-3»: 303 (1958), 254, 270 (1962), 666, 655 (1998)
Литература Антонов А.М. Первая атомная // «Гангут». 1994. № 7. – С. 3–17. Атомный подводный флот России. История создания и развития / Под общ. ред. В. И. Королёва. – СПб : «РУБИН», 2019. История отечественного судостроения. Т.5. – СПб: Судостроение, 1996. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945–1991. – СПб: Историческое Морское Общество, 1996. – С.73–77. Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство. – Под общ. ред. академика РАН В.М. Пашина. – СПб: ЦНИИ им. акад. А Н. Крылова, 2004. Разлетов Б.К. История СПМБМ «Малахит». Т. 1. – СПб: «Гангут», 2002. Семёнов В. П., Кучер В. А., Мануйлов Ю. В. Подводные лодки России. Т. IV, ч. 1. – СПб: ЦКБ МТ «Рубин», 1-й ЦНИИ МО РФ, 1996. Электронные ресурсы «Штурм глубины» https://deepstorm.ru/ «Русский Подплав» http://www.ruspodplav.ru/sub/6/627/6_627_3.html «RussianShips.info» https://russianships.info/ «Отечественное ядерное общество» http://nsrus.ru/bn/o-muzee-k3.html «Военное обозрение» от 27.12.2023 topwar.ru (публикацию подготовили
![]() ![]() Добавил: Galina Vabishchevich, 31 Июля 2024, 20:02
Редактировано: 16 Августа 2024, 13:58
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35297.html' target='_blank'>Музей Военно-морской славы. Атомная подводная лодка "К-3" "Ленинский комсомол" на Citywalls.ru</a>
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32491
Готовится: 80
Улицы: 2717
Архитекторы: 4169
Посетители
Участников: 0
Гостей: 754
Зарегистрировано: 14593
Всего сегодня: 2494
|