Публикация

Императорская Публичная библиотека. Дворовый корпус

Здание на карте
фото
Архитекторы: Собольщиков В. И.
Горностаев И. И.
Год постройки: 1859-1862
Стиль:

Фото 05.02.2014 (Ленинский зал)

Императорская Публичная библиотека. Дворовый корпус

площадь Островского, дом 1-3, литера А (часть)

пам.арх.(федер.)

1859-1862 - арх. Собольщиков Василий Иванович, арх. Горностаев Иван Иванович ([99]. С.107, 282)

 

 

 

 

  • фото

    Генеральный план 1859 г.

  • фото

    План подвала 1859 г.

  • фото

    План первого этажа .

  • фото

    План второго этажа.

  • фото

    План третьего этажа.

  • фото

    Разрез.

  • фото

    Фасад.

  • фото

    Читальный зал 1860-е.

  • фото

    1872 г. Читальный зал.
    Грав. Серякова Л.А. по рис. Бролинга Г.А.

  • фото

    1870-е гг.

  • фото

    1887 г.

  • фото

    Читальный зал -
    корпус Собольщикова -
    современный вид.

  • фото

    Читальный зал -
    современный вид.

  • фото

    Главная лестница
    корпуса Собольщикова.
    (добавил IGBO)

  • фото

    Проект «Витражи
    С.-Петербурга.
    Инвентаризация
    2019–2024».
    Тамбур внутри
    корпуса Росси

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Витражи в зале
    редкой книги
    ("Кабинет Фауста")
    Левое окно с витражом

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Правое окно
    с витражом

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил
    E_Murlatova)

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2019–2024», описание объекта:

 

В здании Российской национальной библиотеки учтено три объекта с историческим остеклением: внутренний тамбур входа с фацетными стеклами и два витража в зале редкой книги.

 

Тамбур входа, в остеклении которого частично сохранились фигурные фацетные стекла XIX в., находится внутри корпуса Росси со стороны Невского проспекта, на повышенной площадке 1-го этажа. Остекление цельными стеклами с фацетным краем было типичным для общественных сооружений во второй половине XIX и начале ХХ в.

 

В том же корпусе на 1-м этаже находится Зал редкой книги, известный как «Кабинет Фауста», с двумя высокими витражными окнами. Они относятся к раннему этапу витражного искусства в России, от которого до наших дней сохранилось всего несколько примеров.

 

Витражи были созданы в 1857 г. одновременно с оформлением помещения по проекту И. И. Горностаева при участии В. И. Собольщикова. По документальным источникам известно, что все детали интерьера были созданы по чертежам и рисункам И. И. Горностаева. Коробки оконных проемов сделал столяр библиотеки Василий Власов, металлические части выполнил слесарь Алексей Степанов. Со стеклами работал резчик по стеклу Попов, который сделал «вырезку украшений для оных и вставку в окна».

 

Два одинаковых окна имеют три слоя остекления: двойные рамы со стороны улицы с бесцветным стеклом и третью раму - с внутренней стороны - с витражами в стиле псевдоготики.

 

Внутренние рамы имеют стрельчатое завершение фрамужной части и створок с характерными для стилизаций в духе псевдоготики элементами в виде круглой «розы» и крестоцветов.  Металлический переплет с ромбовидным рисунком разделен на половине высоты горизонтальной вставкой из квадратов с синими и красными стеклами с гравировкой.

 

Использованы стекла: двухслойные, так называемые стекла с нацветом - желтого, красного и синего цветов. Они декорированы гравировкой, с помощью которой верхний цветной слой снимался по заданному рисунку и под ним проступало бесцветное стекло, что создавало впечатление светящегося узора на цветном фоне.

 

В фоновом ромбовидном заполнении переплетов установлены бесцветные матовые стекла толщиной около 1,5-2 мм с резным декором. Глубокие прямые линии прорезаны по периметру каждого стекла, в центре - четырехлистник из «ямок». Этот элемент в XIX в. был распространен в посудном декоре и выполнялся в технике резьбы по стеклу.

 

В створках этих окон стекла в большинстве своем подлинные, относятся к середине XIX в. Красные и синие стекла вверху рам и во фрамугах выглядят как поздние замены. Для определения их подлинности необходим осмотр с близкого расстояния. Стекла укреплены в рамах на замазке, которая частично утрачена.

 

Среди сотрудников библиотеки бытует мнение, что витражи из «Кабинета Фауста» пострадали во время Великой Отечественной войны. Отсюда, видимо, не подтвержденное документами предположение о воссоздании этих витражей после войны. Произведенный натурный осмотр также не подтверждает эту версию. Вероятно, подвижные створки с витражами были демонтированы из проемов и находились в безопасном месте, благодаря чему металлический переплет и значительная часть подлинных стекол хорошо сохранились до наших дней.

 

Два витража из Зала редкой книги Российской национальной библиотеки представляют собой ранние, и потому особо ценные, образцы витражного искусства в России. Это экспериментальная работа российских мастеров, создавших имитацию готического витражного окна с помощью материалов и технологий, принятых в отечественном столярном и слесарном деле, а также в российской стекольной промышленности XIX в.

 

Оба витража находятся в удовлетворительном состоянии. Местами есть трещины, незначительная часть стекол заменена поздними вставками, имеется несколько утраченных стекол и выбоин. Замазка, удерживающая стекла в рамах, местами утрачена.

 

Эти уникальные произведения искусства нуждаются в чистке, восполнении утрат и укреплении стекол в переплете.

 

Дата осмотра: Июнь 2022. Все фото выполнены волонтерами проекта.

(добавил E_Murlatova)



  • фото

    Вестибюль перед
    Ленинским залом

  • фото
  • фото
  • фото

    Ленинский зал

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото
    05.02.2014.

  • фото
  • фото

    Фото 05.03.2014.

  • фото

    Галерея эстампов
    в корпусе Росси

  • фото
  • фото

    Зал Корфа в
    корпусе Росси

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Остромирово Евангелие
    (факсимильное издание)

  • фото

    Зал справочной
    информации в
    корпусе Росси

  • фото
  • фото

 

 

Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 (РГИС, 2014, 11 февраля)

  • фото

    Парадная лестница

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Служебная
    лестница

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото
    05.02.2014.

4 комментария
2013 просмотров
Добавил: Виктор М, 11 Февраля 2014, 20:21
Редактировано: 9 Июля 2024, 17:21
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house24722.html' target='_blank'>Императорская Публичная библиотека. Дворовый корпус на Citywalls.ru</a>
Всего 4 комментария
  • 14 Февраля 2014, 03:02

    Странное обозначение - Дворовый корпус. Там их не один и не два.

  • 14 Февраля 2014, 19:35

    1859-62 - арх. Собольщиков Василий Иванович, арх. Горностаев Иван Иванович (99, С.107, 282)

    Памятник федерального значения.
    Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 (РГИС, 2014, 11 февраля)

     

    99 в квадратных скобках, шрифт размер 2, года пишем полностью
     памятник и постановление в нижний блок, шрифт 2, в шапку справа: 
    Пам. арх. (федер.)

  • 17 Мая 2022, 18:18

    Фото  №14, 15, 16, 18 - 24 относятся к корпусу Росси К.И. Почему бы их туда не перенести?!

  • 9 Июля 2024, 00:31

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2019–2024», описание объекта:

     

    В здании Российской национальной библиотеки учтено три объекта с историческим остеклением: внутренний тамбур входа с фацетными стеклами и два витража в зале редкой книги.

     

    Тамбур входа, в остеклении которого частично сохранились фигурные фацетные стекла XIX в., находится внутри корпуса Росси со стороны Невского проспекта, на повышенной площадке 1-го этажа. Остекление цельными стеклами с фацетным краем было типичным для общественных сооружений во второй половине XIX и начале ХХ в.

     

    В том же корпусе на 1-м этаже находится Зал редкой книги, известный как «Кабинет Фауста», с двумя высокими витражными окнами. Они относятся к раннему этапу витражного искусства в России, от которого до наших дней сохранилось всего несколько примеров.

     

    Витражи были созданы в 1857 г. одновременно с оформлением помещения по проекту И.И. Горностаева при участии В.И. Собольщикова. По документальным источникам известно, что все детали интерьера были созданы по чертежам и рисункам И. И. Горностаева. Коробки оконных проемов сделал столяр библиотеки Василий Власов, металлические части выполнил слесарь Алексей Степанов. Со стеклами работал резчик по стеклу Попов, который сделал «вырезку украшений для оных и вставку в окна».

     

    Два одинаковых окна имеют три слоя остекления: двойные рамы со стороны улицы с бесцветным стеклом и третью раму — с внутренней стороны — с витражами в стиле псевдоготики.

     

    Внутренние рамы имеют стрельчатое завершение фрамужной части и створок с характерными для стилизаций в духе псевдоготики элементами в виде круглой «розы» и крестоцветов.  Металлический переплет с ромбовидным рисунком разделен на половине высоты горизонтальной вставкой из квадратов с синими и красными стеклами с гравировкой.

     

    Использованы стекла: двухслойные, так называемые стекла с нацветом — желтого, красного и синего цветов. Они декорированы гравировкой, с помощью которой верхний цветной слой снимался по заданному рисунку и под ним проступало бесцветное стекло, что создавало впечатление светящегося узора на цветном фоне.

     

    В фоновом ромбовидном заполнении переплетов установлены бесцветные матовые стекла толщиной около 1,5–2 мм с резным декором. Глубокие прямые линии прорезаны по периметру каждого стекла, в центре — четырехлистник из «ямок». Этот элемент в XIX в. был распространен в посудном декоре и выполнялся в технике резьбы по стеклу.

     

    В створках этих окон стекла в большинстве своем подлинные, относятся к середине XIX в. Красные и синие стекла вверху рам и во фрамугах выглядят как поздние замены. Для определения их подлинности необходим осмотр с близкого расстояния. Стекла укреплены в рамах на замазке, которая частично утрачена.

     

    Среди сотрудников библиотеки бытует мнение, что витражи из «Кабинета Фауста» пострадали во время Великой Отечественной войны. Отсюда, видимо, не подтвержденное документами предположение о воссоздании этих витражей после войны. Произведенный натурный осмотр также не подтверждает эту версию. Вероятно, подвижные створки с витражами были демонтированы из проемов и находились в безопасном месте, благодаря чему металлический переплет и значительная часть подлинных стекол хорошо сохранились до наших дней.

     

    Два витража из Зала редкой книги Российской национальной библиотеки представляют собой ранние, и потому особо ценные, образцы витражного искусства в России. Это экспериментальная работа российских мастеров, создавших имитацию готического витражного окна с помощью материалов и технологий, принятых в отечественном столярном и слесарном деле, а также в российской стекольной промышленности XIX в.

     

    Оба витража находятся в удовлетворительном состоянии. Местами есть трещины, незначительная часть стекол заменена поздними вставками, имеется несколько утраченных стекол и выбоин. Замазка, удерживающая стекла в рамах, местами утрачена.

     

    Эти уникальные произведения искусства нуждаются в чистке, восполнении утрат и укреплении стекол в переплете.

     

    Дата осмотра: Июнь 2022


    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/
    Все фото выполнены волонтерами проекта.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32250
Готовится: 77
Посетители
Гостей: 380
Всего сегодня: 6428