Публикация
Доходный дом страхового общества "Россия" (начало)
Доходный дом страхового общества "Россия" модерн
1905-1907 - гражд. инж. Гимпель Александр Александрович, арх. Ильяшев Василий Викторович
В 1740-х гг. здесь находился небольшой дом придворного портного. В 1905 г. дом перешел к страховому обществу "Россия", которое владело уже двумя соседними домами 37 и 39. В 1905-1907 гг. гражд. инж. Александр Александрович Гимпель совместно с арх. Василием Викторовичем Ильяшевым возвели новое здание.
см. Доходный дом страхового общества "Россия" (
см.
В здании располагается
Стены здания покрыты светло-серым гранитом. В нижней части дома можно увидеть черные полированные плиты мелкопятнистого габбро - породы, состоящей из плагиоклаза и пироксена. Первый этаж дома облицован блоками красного гангутского гранита, обработанными в фактуре "скалы". Для верхних этажей использован дымчато-розовый гранит из месторождения Ковантсари. Сочетание черного, красного и светлого серовато-розового камня придают сооружению эффектный вид. Наряду с камнем важную роль в убранстве фасада здания играют майоликовые композиции на тему "русский север", выполенные по рисункам Н. К. Рериха. Верхний майоликовый мозаичный фриз погиб в годы блокады Ленинграда. Сохранились только три небольшие вставки над окнами второго этажа. ([
В 1925 - 1928 гг. здесь находилось управление Центральной водолазной базы наркомата путей сообщения, что отражено в справочниках Весь Ленинград за 1926 - 1928 г. В дальнейшем база перебазировалась на (добавил
Фасад дома украшен треугольными вставками и майоликовым фризом под карнизом по рисункам Н. К. Рериха на тему походов древнерусского войска. Майолика была выполнена в мастерской П. К. Ваулина. Фриз был сбит в 1960-х гг. "В 2009 г. майоликовый фриз воссоздали специалисты фирмы "Полиформ-Р", под руководством А. В. Олейника. Трудно сказать насколько точен новодел, выполненный по мелким фрагментам и фотографиям. Важнее, что фриз, все же вернулся на свое место". ([
В вестибюле и на лестничной клетке вплоть до верхних этажей был создан рельефный фриз с разнообразными неповторяющимися сюжетами. На нижней площадке - ненцы, нарты, олени, северное сияние (зима). Выше - сюжеты с другими временами года. Белые рельефы сочетались с витражами на лестничных площадках.
В интерьерах дома сохранилось большое количество керамических печей, разнообразных по рисунку и цвету полов. Сохранились витражи.
Н. К. Рерих. Серия «Северная жизнь» Для доходного дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице (№ 35) художник выполнил серию эскизов. А. П. Иванов (1915), использовавший материалы автора, объединил их одним названием «Северная жизнь». Ныне основной замысел серии можно увидеть в майолике на фасаде дома. После реставрации-воссоздания в 2008 г. весь комплекс рериховских украшений вновь засиял на своём старом месте. Изначально фасад дома был украшен треугольными вставками и майоликовым фризом под карнизом. Здание возводилось в 1905-1907 гг. гражданским инженером Александром Александровичем Гимпелем (1859-1922) совместно с архитектором Василием Викторовичем Ильяшевым (1873-1943). Стены покрыты светло-серым гранитом. Цокольный этаж облицован чёрным полированным камнем, первый этаж - грубо обработанными блоками красного гранита. В отделке использованы дымчато-розовый гранит и плиты чёрной полированной горной породы габбро. В вестибюле и на лестничной клетке вплоть до верхних этажей был создан рельефный фриз с разнообразными неповторяющимися сюжетами. На нижней площадке – ненцы, нарты, олени, северное сияние (зима). Выше - сюжеты с другими временами года. Белые рельефы сочетались с витражами на лестничных площадках, которые частично сохранились. По преданию, упорно повторяемому из поколения в поколение жителями Большой Морской улицы и краеведами, эти украшения были выполнены также при участии Н. К. Рериха. В интерьерах дома сохранилось большое количество керамических печей, разнообразных по рисунку и цвету полов. Само страховое общество занимало второй и третий этажи, на первом этаже - магазины, в частности «Рояли и пианино» Я. Беккера. Верхние этажи предназначались под жилые квартиры (здесь, например, в квартире мансардного этажа проживал друг художника А. В. Руманов).
Н. К. Рерих. Эскиз среднего майоликового фриза для дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице. Из серии "Северная жизнь". 1905. Тёмный картон, гуашь, белила. 13,5 × 24,0. На лицевой стороне авт. надпись – вверху над изображением слева: VIII,посередине: IX, справа: ХI,правее, в правом верхнем углу: Середина; внизу посередине на изображении – римская цифра Х. Справа вверху - подпись: Н. Рерих. © Музей-институт семьи Рерихов, Санкт-Петербург. Поступление от М. М. Екатериничевой в 2009 г. Происходит из собр. А. Э. Авотиньша (Рига). Е. П. Яковлева в своём экспертном заключении (2009д) датирует эскиз 1904–1905 гг. В списке А. П. Иванова (1915) буквально отмечено следующее: «Северная жизнь. Эскизы майоликовых фризов для дома Общества Россия на Большой Морской [улице]. 1905». Этой же даты придерживается и В. Н. Левитский (1916): «1905. Север. Гуашь. Картоны для майоликовых фризов. (Для о[бщест]ва «Россия» на Морской ул. исполнены в майолике Вакулиным)». Аналогично С. Р. Эрнст (1918) и все последующие каталогизаторы творчества художника. Е. П. Яковлева (2009д) пишет: «Майоликовые панно получили осуществление в Кикеринских мастерских, принадлежавших известному керамисту Петру Кузьмичу Ваулину (1870-1943), незадолго до того обосновавшемуся в Петербурге. Первый столичный художник, с которым начал сотрудничать Ваулин, был Рерих. Его обращение к майолике стало закономерным этапом художественных поисков. Плоскостно-декоративная трактовка формы, силуэтность рисунка, обобщённые пятна, присущие ранней живописи Рериха, требовали архитектурных пространств и новых материалов. Именно поэтому он с готовностью принял предложение исполнить эскиз для майоликового фриза на фасаде строившегося дома страхового общества “Россия”, возводимого напротив здания Императорского Общества поощрения художеств ( В 1907 г. сразу два издания опубликовали фотографии законченного фасада дома – «Золотое Руно» (М., 1907. – Апрель. – № 4. – С. 25) и «Ежегодник Общества архитекторов-художников» (СПб., 1907. – Ноябрь. – № 2. – С. 44). О местонахождении других эскизов художника, также получивших осуществление в материале, ничего неизвестно. Три эскиза для треугольных майоликовых вставок были монохромно воспроизведены в «Ежегоднике Общества архитекторов-художников» (СПб., 1906. – Ноябрь. – № 1. – С. 107). (добавил
Само страховое общество занимало второй и третий этажи, на первом этаже - магазины, в частности - "Рояли и пианино Я. Беккера". Верхние этажи предназначались под жилые квартиры.
1965: Лаборатория Главного управления промышленнности строительных материалов и деталей («Главленстройматериалы»), ул. Герцена, 35. ([
30 комментариев
48922 просмотра Добавил: Mary, 31 Января 2008, 15:44
Редактировано: 16 Января 2023, 14:06
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house466.html' target='_blank'>Доходный дом страхового общества "Россия" (начало) на Citywalls.ru</a>
Всего 30 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32250
Готовится: 77
Улицы: 2705
Архитекторы: 4145
Посетители
Участников: 4
Гостей: 193
Зарегистрировано: 14320
Всего сегодня: 1073
|
Интересно, что никто так не упомянул, что в доме до сих пор есть три жилых квартиры.