Публикация

Доходный дом страхового общества "Россия" (начало)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Гимпель А. А.
Ильяшев В. В.
Год постройки: 1905-1907
Стиль: Модерн

Доходный дом страхового общества "Россия"                       модерн

 

1905-1907 -  гражд. инж. Гимпель Александр Александрович, арх. Ильяшев Василий Викторович

 

 

В 1740-х гг. здесь находился небольшой дом придворного портного.

В 1905 г. дом перешел к страховому обществу "Россия", которое владело уже двумя соседними домами 37 и 39.

В 1905-1907 гг. гражд. инж. Александр Александрович Гимпель совместно с арх. Василием Викторовичем Ильяшевым  возвели новое здание.

 

      см. Доходный дом страхового общества "Россия"  (продолжение)

 

      см. Флигели Доходного дома страхового общества "Россия"

 

В здании располагается Музей Галины Васильевны Старовойтовой

  • фото

    Доходн. дом, Морская, 35.
    А. А. Гимпель
    и В. В. Ильяшев
    Ежегодн.ОАХ,
    СПб 1907 Вып.2, С.45

  • фото

    Ежегодник ОАХ СПб
    1906 Вып.1 С.107

  • фото

    Двери для доходн. дома, Морская, 35.
    В. В. Ильяшев
    Ежегодник ОАХ, СПб 1907 Вып.2, С. 45
    (добавил miraru1)

  • фото

    Н. К. Рерих. Эскиз среднего
    майоликового фриза для дома
    общества «Россия»
    Серия "Северная жизнь". 1905.

    Добавил -
    Владимир Мельников.

  • фото

    Завершение арки д. 35
    Бунатян Г. Г. "...Оград узор чугунный"
    Альбом. Лениздат, 1990.

    (добавил IVa )

  • фото

    1907–1914 гг. Магазин
    оптико-физических
    иснтрументов «И.Э. Мильк»
    ЦГА КФФД Г3572

  • фото

    1991 г., баррикады
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    РГИС 2022 г.
    (добавил люблюпитер )

Стены здания покрыты светло-серым гранитом. В нижней части дома можно увидеть черные полированные плиты мелкопятнистого габбро - породы, состоящей из плагиоклаза и пироксена. Первый этаж дома облицован блоками красного гангутского гранита, обработанными в фактуре "скалы". Для верхних этажей использован дымчато-розовый гранит из месторождения Ковантсари. Сочетание черного, красного и светлого серовато-розового камня придают сооружению эффектный вид. Наряду с камнем важную роль в убранстве  фасада здания играют майоликовые композиции на тему "русский север", выполенные по рисункам Н. К. Рериха. Верхний майоликовый мозаичный фриз погиб в годы блокады Ленинграда. Сохранились только три небольшие вставки над окнами второго этажа.

 ([208]. С. 103, Mary)

 

В 1925 - 1928 гг. здесь находилось управление Центральной водолазной базы наркомата путей сообщения, что отражено в справочниках Весь Ленинград за 1926 - 1928 г. В дальнейшем база перебазировалась на наб. Красного флота (Английской), д. 34, а в 1930 г. вошла в состав ЭПРОН, находившейся именно по тому адресу в 1930-1940-х гг.

(добавил Galina Vabishchevich)

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 08.2011.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - С. Васильев. 2008.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 08.2011.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - С. Васильев. 2008.

  • фото

    Детали фасада.
    Фото - Анчар, 09.2014.

Фасад дома украшен треугольными вставками и майоликовым фризом под карнизом по рисункам Н. К. Рериха на тему походов древнерусского войска. Майолика была выполнена в мастерской П. К. Ваулина. Фриз был сбит в 1960-х гг.

"В 2009 г. майоликовый фриз воссоздали специалисты фирмы "Полиформ-Р", под руководством А. В. Олейника. Трудно сказать насколько точен новодел, выполненный по мелким фрагментам и фотографиям. Важнее, что фриз, все же вернулся на свое место".                                                                                                   ([148], С. 502, Алексей von Fricken)

 

В вестибюле и на лестничной клетке вплоть до верхних этажей был создан рельефный фриз с разнообразными неповторяющимися сюжетами. На нижней площадке - ненцы, нарты, олени, северное сияние (зима). Выше - сюжеты с другими временами года.

Белые рельефы сочетались с витражами на лестничных площадках.

 

В интерьерах дома сохранилось большое количество керамических печей, разнообразных по рисунку и цвету полов. Сохранились витражи.

 

Н. К. Рерих.  Серия «Северная жизнь»

Для доходного дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице (№ 35) художник выполнил серию эскизов. А. П. Иванов (1915), использовавший материалы автора, объединил их одним названием «Северная жизнь». Ныне основной замысел серии можно увидеть в майолике на фасаде дома. После реставрации-воссоздания в 2008 г. весь комплекс рериховских украшений вновь засиял на своём старом месте. Изначально фасад дома был украшен треугольными вставками и майоликовым фризом под карнизом. Здание возводилось в 1905-1907 гг. гражданским инженером Александром Александровичем Гимпелем (1859-1922) совместно с архитектором Василием Викторовичем Ильяшевым (1873-1943). Стены покрыты светло-серым гранитом. Цокольный этаж облицован чёрным полированным камнем, первый этаж - грубо обработанными блоками красного гранита. В отделке использованы дымчато-розовый гранит и плиты чёрной полированной горной породы габбро. В вестибюле и на лестничной клетке вплоть до верхних этажей был создан рельефный фриз с разнообразными неповторяющимися сюжетами. На нижней площадке – ненцы, нарты, олени, северное сияние (зима). Выше - сюжеты с другими временами года. Белые рельефы сочетались с витражами на лестничных площадках, которые частично сохранились. По преданию, упорно повторяемому из поколения в поколение жителями Большой Морской улицы и краеведами, эти украшения были выполнены также при участии Н. К. Рериха. В интерьерах дома сохранилось большое количество керамических печей, разнообразных по рисунку и цвету полов. Само страховое общество занимало второй и третий этажи, на первом этаже - магазины, в частности «Рояли и пианино» Я. Беккера. Верхние этажи предназначались под жилые квартиры (здесь, например, в квартире мансардного этажа проживал друг художника А. В. Руманов).

 

Н. К. Рерих. Эскиз среднего майоликового фриза для дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице. Из серии "Северная жизнь". 1905. Тёмный картон, гуашь, белила. 13,5 × 24,0. На лицевой стороне авт. надпись – вверху над изображением слева: VIII,посередине: IX, справа: ХI,правее, в правом верхнем углу: Середина; внизу посередине на изображении – римская цифра Х. Справа вверху - подпись: Н. Рерих. © Музей-институт семьи Рерихов, Санкт-Петербург.

Поступление от М. М. Екатериничевой в 2009 г. Происходит из собр. А. Э. Авотиньша (Рига). Е. П. Яковлева в своём экспертном заключении (2009д) датирует эскиз 1904–1905 гг. В списке А. П. Иванова (1915) буквально отмечено следующее: «Северная жизнь. Эскизы майоликовых фризов для дома Общества Россия на Большой Морской [улице]. 1905». Этой же даты придерживается и В. Н. Левитский (1916): «1905. Север. Гуашь. Картоны для майоликовых фризов. (Для о[бщест]ва «Россия» на Морской ул. исполнены в майолике Вакулиным)». Аналогично С. Р. Эрнст (1918) и все последующие каталогизаторы творчества художника.

Е. П. Яковлева (2009д) пишет: «Майоликовые панно получили осуществление в Кикеринских мастерских, принадлежавших известному керамисту Петру Кузьмичу Ваулину (1870-1943), незадолго до того обосновавшемуся в Петербурге. Первый столичный художник, с которым начал сотрудничать Ваулин, был Рерих. Его обращение к майолике стало закономерным этапом художественных поисков. Плоскостно-декоративная трактовка формы, силуэтность рисунка, обобщённые пятна, присущие ранней живописи Рериха, требовали архитектурных пространств и новых материалов. Именно поэтому он с готовностью принял предложение исполнить эскиз для майоликового фриза на фасаде строившегося дома страхового общества “Россия”, возводимого напротив здания Императорского Общества поощрения художеств (Большая Морская, 38), в котором с 1898 г. работал, а с 1906 г. жил. Увлечённый русской древностью, красотой и поэзией старинного воинства, Рерих создал эскизы, объединённые общей темой и обобщённо-декоративной, монументальной формой».

В 1907 г. сразу два издания опубликовали фотографии законченного фасада дома – «Золотое Руно» (М., 1907. – Апрель. – № 4. – С. 25) и «Ежегодник Общества архитекторов-художников» (СПб., 1907. – Ноябрь. – № 2. – С. 44). О местонахождении других эскизов художника, также получивших осуществление в материале, ничего неизвестно. Три эскиза для треугольных майоликовых вставок были монохромно воспроизведены в «Ежегоднике Общества архитекторов-художников» (СПб., 1906. – Ноябрь. – № 1. – С. 107).

(добавил Владимир Мельников)

 

Само страховое общество занимало второй и третий этажи, на первом этаже - магазины, в частности - "Рояли и пианино Я. Беккера". Верхние этажи предназначались под жилые квартиры.

 

 

1965: Лаборатория Главного управления промышленнности строительных материалов и деталей

         («Главленстройматериалы»), ул. Герцена, 35. ([108], с. 28)

  • фото

    Входная дверь

  • фото

    Вестибюль

  • фото
  • фото
  • фото

    Камин в
    вестибюле

  • фото

    Вестибюль

  • фото
  • фото

    Проход в холл

  • фото

    Холл

  • фото
  • фото
  • фото

    Холл

  • фото
  • фото
  • фото

    1 этаж

  • фото
  • фото

    Фриз

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 02.2011.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 02.2011.

  • фото

    3 ярус

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 10.2011.

  • фото

    Парадная лестница, верхний этаж.
    Лепной декор на стене.
    Фото - Виктор М, 03.2021.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 02.2011.

  • фото

    Фото - Федор Грибков, 2010.

  • фото

    Печи находятся в зале
    "Росфото" на 2 этаже.
    Это печь № 1.

  • фото

  • фото

  • фото

    печь № 1

  • фото

    печь № 2

  • фото

    Фото -
    Виктор М, 04.2011.

  • фото

    Потолок в залах "Росфото"
    на 2 этаже (дворовый корпус)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 05.09.2013.

  • фото
  • фото
  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - altyn

  • фото

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - altyn

30 комментариев
48922 просмотра
Добавил: Mary, 31 Января 2008, 15:44
Редактировано: 16 Января 2023, 14:06
Оцените:
(51 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house466.html' target='_blank'>Доходный дом страхового общества "Россия" (начало) на Citywalls.ru</a>
Всего 30 комментариев
  • 15 Ноября 2020, 22:54

    Интересно, что никто так не упомянул, что в доме до сих пор есть три жилых квартиры.

  • 7 Января 2021, 19:18

    Фото 1907 – 1914 годов. Магазин оптико-физических иснтрументов "И.Э.Мильк". Витрина и вход в отделение магазина по Морской ул., 35  Ателье К.Буллы  Источник: fotki. yandex. ru, юзер: humus777

    https://sun9-3.userapi.com/impg/hxviqgSTfaVmg27NFWNh5aSl4302MGqLyVFHsg/_1pCINREdE8.jpg?size=1862x1332&quality=96&proxy=1&sign=653af235fdb2e68fc72bfb105bf933f3&type=album

     

     

     

  • 6 Февраля 2022, 22:06

    1995: Спортивная водно-гребная база Управления местной промышленности - 190000, Большая Морская ул. 35 

                 тел. 3120734         (Телефонный справочник "Петербург домашний и светский. 1995". С. 145b)

  • 2 Сентября 2022, 18:58

    В 1925 - 1928 гг. здесь находилось управление Центральной водолазной базы наркомата путей сообщения (переименована в Водолазную базу Северо-западного управления внутренних путей сообщения), что отражено в справочниках Весь Ленинград за 1926 - 1928 г. В дальнейшем база перебазировалась на наб. Красного флота (Английской), д. 34, а в 1930 г. вошла в состав ЭПРОН, находившейся именно по тому адресу в 1930-1940-х гг.

  • 21 Ноября 2022, 22:31

    Мосолова (Масолова) Елизавета Александровна (16.03.1870 - 08.07.1953, Л.) - актриса легкой комедии, фарса, театра миниатюр, эстрады. 

    Потм двн., арт.

    // Весь Петербург на 1897-1899 г.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32250
Готовится: 77
Посетители
Гостей: 193
Всего сегодня: 1073