Публикация
Аничков дворец - Дворец пионеров (Интерьеры)Невский пр., 39
Аничков дворец Классицизм
1741-1754 - арх. Земцов Михаил Григорьевич, Дмитриев Г. Д., Растрелли Франческо Бартоломео 1776-1778 - арх. Старов Иван Егорович - перестройка
Дворец пионеров 1935 - арх. Гегелло Александр Иванович, Кричевский Давид (Даниил) Львович - реконструкция
cм.
[*] Мозаичные иконы "Благоверный кн. А. Невский" и "Равноапостольная Мария Магдалина" выполнены к помолвке цесаревича, великого кн. Александра Александровича с датской принцессой Дагмарой в 1866 г. Автор И. Сиверс.
В 1808 г. Александр I подарил дворец своей сестре Екатерине Павловне в связи с предстоящим бракосочетанием с принцем Георгом Ольденбургским. Дворец вновь перестраивался внутри по проекту арх. Л. Руска в 1809-1812 гг.
В 1864-1866 гг. во дворце проводились серьезные переделки для пребывания в нем наследника престола цесаревича Николая Александровича, а после его ранней смерти - великого князя Александра Александровича с супругой. Во время царствования Александра III Аничков дворец фактически был императорской резиденцией, а после смерти императора и до Октябрьской революции – местом пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны. (Религиозный Петербург С. 322 Наталия)
В реконструкциях планировки и убранства дворцовых залов в разные годы участвовали архитекторы Э. И. Жибер, И. А. Монигетти, К. К. Рахау и М. Е. Месмахер. В 1874-1875 гг. арх. К. К. Рахау устроил новый парадный подъезд в виде аркады, а над - ним зимний сад с большими окнами. ([
В 1866 г. в Аничков дворец из Зимнего была переведена библиотека великого князя Александра Александровича (будущего императора Александра III). Работу над помещением для ее устройства начал архитектор Э. И. Жибер и продолжил И. А. Монигетти. Все было завершено в 1869 г. Библиотека расположена в левом крыле дворца окнами в садик. Это восьмиугольный двухъярусный зал с четырьмя нишами по углам (в одной – вход, в другой – камин, в третьей – небольшое потайное помещение, в последней – лестница на антресоли). Интерьер выполнен в стиле ренессанса. Книжные шкафы - из светлого дуба. Убранство дополняют бронзовые люстры, На сегодняшний день помещение сохранилось без значительных утрат. Используется по назначению (по материалам
Церковь при Аничковом дворце Первоначально церковь размещалась в северном флигеле дворца, выходящем на Невский пр., и занимала двусветный объем. Флигель венчал традиционный для русского барокко золоченый купол с луковичной главкой, прорезанный круглыми окнами-люкарнами и украшенный рельефными орнаментами. Отделан храм был по проекту арх. Ф. Б. Растрелли в духе барокко. Трехъярусный резной иконостас по рисунку Растрелли оформил золоченой резьбой мастер И.Ф. Дункер, образа написаны художниками И. Я. Вишняковым, А. П. Антроповым, И. И. Бельским и др. Освящение храма во имя Воскресения Христова состоялось 1 августа 1751 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
В 1794-1796 гг. арх. Е. Т. Соколов при перестройке дворца разделил двусветный объем церкви междуэтажным перекрытием и вновь оформил церковь в верхнем этаже. Росписи в обновленном храме в классицистическом стиле исполнил К. Скотти. Старый барочный купол заменили новым, выдержанным в строгих торжественных формах классицизма.
В 1808-1811 гг. при очередной перестройке дворца арх. Л. Руска уменьшил объем церкви и заново осуществил ее отделку. Вместо старого иконостаса, который передали во Владимирскую церковь, был изготовлен новый. 12 апреля 1811 г. храм заново освятили во имя вмч. Георгия Победоносца. После большого пожара 1812 г. реставрацию образов иконостаса и возобновление росписей осуществляли Б. Медичи и Ф. Торичелли.
В 1817 г. при перестройке дворца, производимой К. И. Росси, церковный интерьер был отделан в стиле ампир. Храм вновь освящен во имя св. блг. князя Александра Невского. Роспись храма выполнил Дж. Б. Скотти, а образа для иконостаса написали Б. Медичи и В. Торичелли. Отдельные предметы утвари были выполнены вдовствующей императрицей Марией Федоровной. В 1845 г. по желанию императора Николая I скульптор И. П. Витали установил в простенках храма 12 гипсовых статуй, повторивших его произведения в Исаакиевском соборе. По замыслу арх. К. К. Рахау, осуществленному А. И. Монигетти, при перестройке дворца в 1864-1866 гг. церковь тоже перестроили. К. К. Рахау возвел звонницу и заменил плоский ампирный купол новым, выполненным в «византийском стиле» и увенчанным главкой. Интерьеры отделали заново в «византийском стиле». Колонны в храме были облицованы красным искусственным мрамором, а своды расписаны золотыми орнаментами. Образа для нового дубового иконостаса написал московский иконописец Е. С. Сорокин. Храм был освящен 26 декабря 1866 г. во имя св.благоверного князя Александра Невского в присутствии императорской семьи. В 1874-76 гг по проекту К. К. Рахау плоский ампирный купол был заменён новым, выполненным в «византийском стиле» и увенчанным главкой, а над карнизом вместо балюстрады была возведена звонница. В январе 1918 г. церковь была закрыта. При перестройке здания в 1936-1937 гг. убранство храма было уничтожено. (Религиозный Петербург. Альманах. Вып. 106 СПб: Palace Editions, 2004 С. 190-191, 322-323 В 1914 г. в дворцовой церкви состоялось венчание племянницы Николая II, великой княжны Ирины Александровны и князя Ф. Ф. Юсупова.
Внутри дворец неоднократно перестраивался. От первоначальной планировки остались две параллельные анфилады, но от щедрой барочной отделки Растрелли ничего не сохранилось. Многие крупные архитекторы внесли свой вклад в формирование ансамбля интерьеров. От периода высокого классицизма дошли до наших дней: произведения Л. Руска - Танцевальный зал с ионическими портиками и Большая столовая с парными коринфскими колоннами, рельефами и росписью, а также фрагменты интерьеров К.И. Росси и росписи художника Д.Б. Скотти. В период эклектики оформлением помещений занимались Э. И. Жибер (1865-1866 гг.), И. А. Монигетти (1868-1875 гг.), М. Е. Месмахер (1886 г.). В 1874-1875 гг. архитектор К. К. Рахау устроил новый парадный подъезд в виде аркады и над ним - зимний сад с большими окнами. Этот массивный средний ризалит дополнил объемную композицию здания. С 1866 г. здание стало резиденцией великого князя Александра Александровича. Вступив на трон, Александр III по-прежнему предпочитал полюбившийся ему Аничков дворец, где протекали его частная жизнь и государственная деятельность. Тут же прошли детство и юность его сына Николая, с 1894 г. - императора Николая II. Здесь он также жил зимой 1894-1895 г. после бракосочетания с Александрой Федоровной. Последней хозяйкой дворца была мать царя, вдовствующая императрица Мария Федоровна.. (Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. - 4-е изд., перераб. - М.: Центрполиграф, 2013; добавил:
С 1918 по 1935 гг. в Аничковском дворце помещались музей города Институт коммунального хозяйства и другие учреждения. Очень значительные перестройки осуществлены по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского в связи с тем, что в 1935 г. дворец передали детворе. Здесь был, в частности создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами-палешанами на сюжеты произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького. Открытие Дворца состоялось 12 февраля 1937 г. Воспитанниками Дворца были академик Н. П. Бехтерева, народные артисты Е. В. Образцова и К. Ю. Лавров, летчики-космонавты Б. А. Шаталов и Г. М. Гречко многие знаменитые шахматисты.
В начале 1990-х гг. во Дворце творчества юных в числе других отделов действовали такие, как биологии, науки и техники, художественного воспитания, туризма и краеведения, физического воспитания и другие. (по материалам
В 1937 г. в Аничковом дворце открылся Дворец пионеров, созданный по идее С. М. Кирова. В 1936-1937 гг. здание было реконструировано по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Две комнаты расписаны мастерами из Палеха на темы произведений А. С. Пушкина и М. Горького. До 1989 г. Дворец пионеров носил имя партийного и государственного деятеля А. А. Жданова, в 1990 г. переименован во Дворец творчества юных. Здесь работают разнообразные кружки и секции, коллективы самодеятельности, проводятся праздники, смотры и олимпиады. Для многих поколений детей и юношества дворец стал второй школой, сыграл огромную роль в развитии их интересов и знаний."
(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. - 4-е изд., перераб. - М.: Центрполиграф, 2013; добавил:
38 комментариев
42199 просмотров Добавил: Mary, 10 Января 2008, 02:01
Редактировано: 8 Августа 2019, 01:45
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1996.html' target='_blank'>Аничков дворец - Дворец пионеров (Интерьеры) на Citywalls.ru</a>
Всего 38 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32259
Готовится: 81
Улицы: 2705
Архитекторы: 4145
Посетители
Участников: 1
Гостей: 578
Зарегистрировано: 14331
Всего сегодня: 2462
|
То, что снимала я, находится рядом с Торшерным залом , отделено арками. А Торшерный зал, перед входом в Концертный зал