Публикация
Каменноостровский дворец - Санаторий ВВС - Академия талантов
Фото - Ксении Самариной, 01.2016.
Каменноостровский дворец классицизм Пам. арх. (федер.) наб. Малой Невки, 1 1776-1780; 1797; 1810-1811; 1827-1829 (Постановление...) См. также Интерьеры (
Дело о передаче в собственность Вел. Кн. Михаилу Павловичу Каменноостровского дворца с постройками при нем, опись домов и других помещений при Каменноостровском дворце. 1826 г. (ЦГИА СССР. ф.548. оп.1. д.68. 59л.)
В комплекс построек дворца входят:
До 2007 г. тут размещался Военный Санаторий ВВС ЛенВО МО СССР, затем ФГУ "Ленинградский военный санаторий Военно-воздушных сил". Санаторий ликвидирован, здания и парк переданы на баланс города. Ныне называется "Каменноостровская резиденция".
"На юго-восточном мысу Фельтен построил дворец, стиль которого можно определить как переходный от раннего к строгому классицизму. Это интересный пример соединения в одном ансамбле классицистических и романтических сооружений ". ([
* Поперечный профиль Каменноостровского дворца на Каменном острове - чертеж сделан в 1821 г. (репродукция с печатного издания). Дата съёмки: до 1914 г. (ЦГАКФФД СПб. В 2376) ** Грабарь И.Э. - История русского искусства. Том 3. Архитектура. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. - Москва. Изд-во И.Кнебеля. 1912 *** Фрагмент интерьера аванзала, примыкающего к Овальному залу дворца; по центру прямо - вид на панно с видом Древнего Рима, исполненное темперой по штукатурке. 1776-1781 гг., строитель-архитектор Ю.М. Фельтен. Дата съёмки: 1937 г. Автор съёмки: Лаптев Сергей Дмитриевич (ЦГАКФФД СПб. Вр 79059)
История участка, на котором расположен ансамбль Каменноостровского дворца с парком, восходит к 1714 г., когда был выстроен небольшой деревянный Екатерина II подарила в 1765 г. Каменный остров своему сыну, наследнику престола Павлу Петровичу. В 1766 г. «новыми чертежами для его императорского высочества к Каменному острову» занимался архитектор В. И. Баженов. Возведение Каменно-островского дворца, начатое в 1776 г., связывается с именем Ю. М. Фельтена. Имя автора проекта не установлено. В 1780 г. новый дворец принимал вел. кн. Павла Петровича с супругой. Здание является оригинальным памятником зодчества раннего классицизма. Со стороны парка центральный объем двухэтажного дворца с сильно выступающими боковыми ризалитами выделен вынесенным вперед шестиколонным портиком с фронтоном. Белым колоннам тосканского ордера вторит ряд пилястр. Боковые ризалиты обработаны пилястрами и лопатками. Фасад, обращенный к Малой Невке, акцентирован восьмиколонным портиком, увенчанным аттиком. Ниши, симметрично расположенные между крайними колоннами портика, предназначались для скульптуры. Этот фасад отличается чертами лиричности и мягкости и удачно дополняет благородную простоту форм, четкость и лаконизм главного фасада, обращенного к саду. Дворец воспринимается особенно эффектно благодаря своему местоположению на стрелке Каменного острова. Здание стало центром в панораме Большой и Малой Невки. Эта композиция явилась как бы предсказанием архитектурного ансамбля, созданного на стрелке Васильевского острова. Северный флигель дворца был перепланирован в 1810-1811 гг. архитектором Л. Руска. В 1824 г. к работам по интерьерам был привлечен В. П. Стасов. К 1829 г. архитектор 3. Ф. Дильдин перестроил бывший театр под комнаты их императорских высочеств. Оформление Музыкальной комнаты, находящейся в левом крыле здания, относится к 1850-1860-м гг. и приписывается архитектору К. Г. Прейсу. Тематическое своеобразие этому интерьеру придает скульптура - бюсты композиторов Моцарта, Бетховена, Глюка, Палестрины. В середине XIX в. во дворце работали также архитекторы А. И. Штакеншнейдер и Л. Л. Бонштедт. Черты раннего классицизма проявились в великолепной ограде парка с тремя коваными ажурными воротами, сооруженной в последней четверти XVIII в. и перестроенной в первой четверти XIX в. Планировка парка подчинилась монументальности и строгости архитектуры дворца. В 1811 г. на мысу у северного крыла дворца Г. П. Пильников перепланировал «Угольный садик», разбитый в конце XVIII в. Тогда же он реконструировал набережные Большой и Малой Невок восточнее Каменноостровского проспекта. Одновременно архитектор Ж. Ф. Тома де Томон и садовый мастер Ф. Лямин изменили планировку дворцового сада, усилив его пейзажный характер. Были сооружены дренажная и водоотводные системы. Мастерам удалось объединить характерные черты регулярного и пейзажного паркостроения. В отдаленной части парка появились несколько захоронений любимых лошадей Александра I с мраморными надгробиями, что придало ансамблю черты сентиментальности и романтизма. В 1824 г. Л. И. Шарлемань выполнил проектирование трассы Каменноостровского проспекта. Ограничив дворцовые владения, проезд соединил берега Большой и Малой Невок. Парк расширился с присоединением участка у церкви Рождества Св. Иоанна Предтечи. После 1917 г. в здании открылся Дом отдыха трудящихся, ныне [2004 г.] здесь находится санаторий Министерства обороны РФ. 1. Озерова Н. С. Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге. Историческая справка. 1960-1962. КГИОП. 2. Витязева В.А. Каменный остров. Л., 1991. 3. Николаева Т.И. Каменноостровский дворец. Историческая справка. Рукопись. (Николаева Т. И. Каменноостровский дворец // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район. 2004. С. 127-133)
О служебных корпусах дворца: (Николаева Т. И. Каменноостровский дворец // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район. 2004. С. 131-132) (Добавил:
Охраняемые объекты: дворец, дворцовый сад с тремя воротами, стрелка острова с Собственным садиком, Кухонный корпус, манеж, трубная, восточный флигель у оранжерей, гауптвахта, каменная ограда Хозяйственного двора с воротами. Большие каменные оранжереи, надстроенные в 1930-х гг., памятником архитектуры не являются. Не существует ни оранжерейных (пальмовых, вишневых, ананасных и др.), ни тепличных построек. Вся территория занята многоквартирными жилыми домами, построенными в первой половине 1930-х гг. по проекту арх. К. Д. Халтурина.
В 1797 г. архитектор В. Бренна частично изменил характер интерьеров, придав им черты пышного великолепия. Двусветный или Овальный зал - центральное помещение дворца. В его названиях отразились как его форма, так и способ освещения двумя рядами окон, расположенных друг над другом; прием этот традиционно используется в больших залах крупных зданий. Барельефы с изображением женских фигур, олицетворяющих «Правосудие и Надежду», «Истину и Справедливость», изящные кариатиды в египетском характере с бронзовыми светильниками в поднятой руке, лепные грифоны над боковыми дверьми и печи с большими зеркалами и скульптурными изображениями орлов создают впечатление парадной величественности дворцового помещения, характерны для творчества В. Бренна. К Овальному залу примыкает прямоугольный в плане аванзал с четырьмя панно с видами Древнего Рима, исполненными темперой по штукатурке. В простенках окон, выходящих в сад, установлены зеркала. В них отражаются древние архитектурные пейзажи, с которыми удачно гармонирует зелень сада. В эффектной художественной отделке второго этажа нашел отражение интерес этого архитектора к орнаментике военного характера. Сохранившаяся роспись «гризайль» в помещении, завершенном световым фонарем, имитирует лепку. Своеобразие интерьеру придают живописные вставки с использованием военных доспехов. Во дворце работал, расписывая два кабинета, три «покоя» и зал, живописец Ф. Щербаков, которому помогал Ф. Данилов. Первый этаж здания занимали парадные залы и жилые покои владельцев, на втором размещались дети, гости, прислуга. Почти в каждом из помещений находились печи (белые изразцовые и шведские из синих и красных изразцов). В комнатах сверкали вызолоченные лепные карнизы, стенные панели, филенки и накладные орнаменты дверей, рамы зеркал. Внешний облик дворца, его местоположение вдохновляли известных художников, граверов, таких как Б. Делатверсе, А. А. Ухтомский, С. П. Галактионов, братья Лори, Б. Патерсен, С. Ф. Щедрин. (Николаева Т. И. Каменноостровский дворец // Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район. 2004. С. 127-133) (Добавил:
Комитет по образованию Смольного разработал концепцию использования Каменноостровского дворца. В нем разместится Академия талантов для детей и молодежи. Школьникам предложат «научные погружения», «ролевые игры» и «коворкинг-центр». Обучаться в императорском дворце XVIII века смогут победители конкурсов и олимпиад. Реставрация дворца стоимостью более 2 млрд рублей завершится в 2015 г. С 2010 г. здание реконструировалось под резиденцию губернатора. Однако весной этого года губернатор Георгий Полтавченко отказался от размещения резиденции во дворце и предложил передать постройку для развития детей и молодежи. Реставрационные работы по восстановлению живописного оформления здания должны завершиться в 2015 г. (fontanka.ru 22.07.2014) «При разработке проекта реставрации к каждому помещению проектировщики подходили индивидуально, - рассказывает художник-реставратор реставрационной компании «Интарсия» Ирина Денисова. - В одном и том же зале лепка могла принадлежать одному времени, а живопись другому. Поэтому в каждом конкретном помещении за основу брали тот период, к которому относилось большинство сохранившихся деталей». Воссоздание и реставрация интерьера – финальная часть работ в Каменноостровском дворце, которые начались в конце 2011 г. Более двух лет ушло на укрепление фундаментов, стен, ремонт кровли, обустройство подвалов, реставрацию фасадов, прокладку инженерных сетей. По всему периметру исторического фундамента, с внешней и внутренней стороны, под углом установлены сваи, которые сегодня несут основную нагрузку. Были укреплены и стены, сложенные, к слову, из особого кирпича: «железного» и «полужелезного». В XVIII такой качественный прочный кирпич использовался только при строительстве императорских дворцов или шел на экспорт. Изготавливался он по особой технологии. Сначала глина вручную отминалась в формы, летом заготовки несколько месяцев сохли в сараях и сенниках, зимой вымораживались на ледниках. После выбраковки, а она достигала 70-80 процентов, кирпич шел в обжиг. «Железный» обжигался в течение двух недель, «полужелезный» - одной. К реставрации интерьеров дворца специалисты приступили в 2013 г. К этому времени уже была проделана огромная работа по исследованию исторических интерьеров. В каждом зале проведены анализы исторической штукатурки, грунта, красочного слоя, поздних реставрационных наслоений. На основе полученных данных составлены реставрационные методики. Сегодня практически полностью закончены реставрационные работы в Большом двухсветном зале. На стенах в полном объеме воссоздан искусственный мрамор, отреставрирован лепной декор и барельефы с изображением женских фигур, олицетворяющих Правосудие, Надежду, Истину и Справедливость. Кропотливая работа проведена по реставрации живописного фриза. В соседнем зале, бывшей библиотеке, восстановлены восемь живописных медальонов с изображениями путти. Живописные изображения обнаженных амуров характерны для искусства барокко и ренессанса. Однако в советское время, когда в здании размещалась детская трудовая колония, обнаженная натура показалась воспитателям неуместной, и путти одели и превратили в пионеров, повязав им красные галстуки. И сейчас на одной из композиций можно увидеть детский советский мяч, с которым играет купидон. Реставраторам не удалось понять, что там было изначально, птичка, цветок или что-то еще. Чтобы не фантазировать, решили оставить как есть. Путти изображены на прикрепленных к потолку тонких тканях-миткалях. Штукатурка под миткалями была сырая, в плесени и деструктирована. Местами ее куски отвалились и лежали прямо на ткани. Реставраторы укрепили штукатурку, провели антисептическую обработку, расчистили и укрепили миткали. Часть помещений на втором этаже Каменноостровского дворца, где некогда размещались личные покои императорской семьи, полностью утратила исторические интерьеры. Поэтому сегодня здесь ведутся работы по воссозданию интерьеров по аналогам, существующим в других петербургских дворцах. Воссоздание монументальной живописи ведется по тем же методикам, что работали художники XIX в. Сначала пишется эталон на картоне. Потом рисунок переносится на кальку, в которой по контурам иголкой проделываются многочисленные отверстия. Затем кальку накладывают на стену или потолок и набивают контур рисунка угольным порошком. У живописцев такой способ нанесения рисунка называется припорох. Затем по контуру выполняется одноцветная роспись в технике гризайль. И только потом слой за слоем художники-реставраторы придают цветочному орнаменту объем и цвет. К одному и тому же месту художник-реставратор прикасается кистью несколько десятков раз. А на роспись одного небольшого зала может уйти больше полугода. (fontanka.ru 19.12.2014) Академия талантов начала работу в сентябре 2015 г.
Архитектурно-парковый комплекс Каменноостровского дворца является памятником федерального значения и состоит под государственной охраной в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 г., а также указом президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. Включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527. ![]() ![]() Добавил: Blackadder, 4 Января 2010, 16:31
Редактировано: 13 Января 2023, 12:21
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house9930.html' target='_blank'>Каменноостровский дворец - Санаторий ВВС - Академия талантов на Citywalls.ru</a>
Всего 23 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32490
Готовится: 80
Улицы: 2717
Архитекторы: 4167
Посетители
Участников: 5
Гостей: 1022
Зарегистрировано: 14588
Всего сегодня: 3124
|
Флаг-то не у меня, а у модераторов (три моих публикации полгода уже висят). Вот и посчитал, что такие здания уже ранее могли быть в неотмодерированном.