Публикация
Церковь Святой Троицы и зал для духовных бесед
|
Архитекторы: | Никонов Н. Н. |
Год постройки: | 1890-1893 |
Стиль: | Неорусский |
Церковь Святой Троицы и зал для духовных бесед
Общества распространения религиозно-нравственного просвещения
Утраченное здание
ул. Марата, 5
Церковь Святой Троицы
1890-1893 - арх. Никонов Николай Никитич
Церковь снесена в 1964 г.
Зал для духовных бесед
1894-1895 - арх. Никонов Николай Никитич Кириков (1996. С. 230)
После сноса церкви на ее месте были построены
(для строительства бань был снесен и дом -
В настоящее время бани тоже снесены, на их месте возведено
Старая открытка.
(добавил Mary)
Госкаталог.
(добавил Андрей Агафонов)
Новый храм Общества
распространения
религиозно-нравственного
просвещения в СПБ.
Гравюра Вейермана
План внутреннего
устройства*
(добавил
1900 г.
(добавил Ладада)
(добавил викки)
(добавил
Андрей Агафонов)
Со стенда фотогалереи
на Стремянной
Фото -
(добавил
Андрей Агафонов)
(добавил
Андрей Агафонов)
(добавил
Андрей Агафонов )
1937. Церковь Троицы
Живоначальной.
pastvu.com
(добавил V_Malyj)
1894. План Санкт-Петербурга.
1913. План Санкт-Петербурга.
1925. План Ленинграда.
1939-1942. Аэрофотосъемка.
1966. Снимок со спутника.
(добавил V_Malyj)
* Торжество освящения Храма во славу Святыя Троицы, сооруженного Обществом распространения религиозно-нравственного
просвещения в духе православной церкви в С.-Петербурге в благодарную память о чуде милости Божией 17 октября 1888 г. СПб, 1893
(Из Журнала "Церковные Ведомости", 1893, № 46).
Между ул. Марата и Владимирским пр. некогда находились Дворцовые слободы, где жили низшие придворные служащие.
Позже на участке располагался трактир и постоялый двор.
В середине XIX в. здесь стоял четырехэтажный дом, принадлежавший купцу Гусеву.
В доме с декабря 1842 г. по май 1846 г. проживал И. С. Тургенев. Здесь он написал поэму «Параша», вышедшую отдельной книжкой в апреле 1843 г.за подписью «Т.Л.» (Тургенев-Лутовинов). Сам Тургенев впоследствии писал: «около пасхи 1843 года в Петербурге произошло событие и само по себе крайне незначительные и давным-давно поглощенное всеобщим забвением. А именно: появилась небольшая поэма некоего Т. Л., под названием «Параша». Этот Т. Л. был я; этою поэмой я вступил на литературное поприще». (из статьи В. Васильева "Стремянная улица" в "Блокноте агитатора")
Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви "с целью утверждения и распространения во всех слоях русского народа истинных понятий о православной вере и благочестии" было организовано 4 апреля 1881 г.
Свою десятилетнюю годовщину Общество решило ознаменовать постройкой собственного храма с примыкающим к нему залом для духовных бесед, посвятив его памяти спасения царской семьи в Борках. Участок для церкви приобрел купец Евграф Федорович Балясов, пожертвовавший также 150 тыс. руб. на строительство. Вначале, 9 июня 1891, была освящена часовня, а полгода спустя, 18 ноября - временный деревянный храм, украшенный пожертвованными иконами.
Каменный храм на 1500 человек заложил 16 июня 1891, за неделю до Троицы, епископ Нарвский Никон с крестным ходом с чудотворной иконой из Казанского собора. Храм сооружался в московском стиле XVII в. по проекту Н. Н. Никонова.
Через два года, 8 ноября 1893, митрополит Палладий освятил главный его придел, 5 декабря - придел иконы "Утоли моя печали". Последний придел - Всех Святых - 12 июня 1894. Внешняя отделка здания желтым глазурованным кирпичом и установка на фасаде 39 изразцовых икон работы Польо продолжались и после.
Тем временем деревянную церковь перенесли к Варшавскому вокзалу (см.
Вначале постоянный иконостас из дуба стоял только в главном приделе, но в следующие пять лет такие же иконостасы установили и в боковых приделах. В 1906–1907 иконописцы мастерской Ф. Е. Егорова под руководством проф. Н. В. Покровского расписали интерьер на деньги, пожертвованные старостой Д. Л. Парфеновым (см.
При этом храме в 1902 на базе отличного народного хора, в котором насчитывалось до 150 человек, по инициативе известного регента и композитора А. А. Архангельского возникло Церковно-певческое общество, много содействовавшее развитию храмового пения в столице. Ежегодно, 14 февраля, в церкви собирались и служили молебен жившие в столице костромичи. В начале XX в. здесь начались новогодние молебны.
С самого освящения и до революции настоятелем этого главного храма Общества был прот. Павел Николаевич Лахостский, редактор "Санкт-Петербургского духовного вестника" и "Православно-русского слова", который после всенощной всегда вел в храме назидательные беседы. Здесь же служил местный "златоуст" - прот. Димитрий Феодорович Гидаспов, расстрелянный затем большевиками.
После революции храм сделан приходским. В 1920-1921 службы временно совершались в доме Общества. Храм был одним из центров обновленчества; он закрыт 16 февраля 1938, передан под спортзал и варварски взорван 15 ноября 1966 г. ([
см. другие церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви
Вид церкви в
1950-х - 1960-х
сайт pastvu.com
(добавил _p_k)
Фото - Ю. Стальбаум
(лет 40 назад)
Кадр из кинохроники
взято из фильма
"Блокада" (2005) С.Лозницы
сайт pastvu.com
1963 г.
Фото - Овчинников К.В.
Ушедший Петербург.
СПб. 2006.
(добавил
Андрей Агафонов)
Незадолго до сноса
(добавил весовщик)
(добавил
Андрей Агафонов )
1960. Троицкая церковь.
flickr.com pastvu.com
(добавил V_Malyj)
1960. Троицкая церковь.
flickr.com pastvu.com
(добавил
К церкви примыкал зал для духовных бесед, выходящий на Стремянную ул. Здесь выступали будущий митрополит Вениамин, настоятель Казанского собора отец Философ Орнатский.
После революции церковь закрыли только в 1938 г. Здание передали районному совету физкультуры.
ВПб на 1899
O.I. С. 810-811
ВПб на 1906 г.
O.I. Ст. 922
ВПг на 1914
O.I. С. 962-963
ВПг на 1917
O.I. С. 967
ВПб на 1896 г., О.I, стб.301.
ВПб на 1914 г., О.I, стб.437.
(добавил V_Malyj)
Из аннотации: начало 1890-х. Тверская фабрика Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова. Село Кузнецово Тверской губернии (г. Конаково Тверской обл.). Керамика, формовка, цветные эмали, обжиг. (добавил
Музей-квартира Юрия Павловича Спегальского (1909-1969 гг.) расположен в Пскове (Октябрьский пр., 14 кв. 74).
Ю. П. Спегальский - архитектор-реставратор, чья деятельность связана с Ленинградом и Псковом.
В 2001 г. в Санкт-Петербурге на
Источник: Торжество освящения Храма во славу Святыя Троицы, сооруженного Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви в С.-Петербурге в благодарную память о чуде милости Божией 17 октября 1888 г. СПб, 1893 (Из Журнала "Церковные Ведомости", 1893, № 46).
см. публ.
ЛОГАВ. Ф. Р-2866. Оп. 2. Д. 4678. Дело страхователя. Свято-Троицкая церковь. Стремянная, 21, 1926-1928 гг.
"Настоящим заявляю, что я, нижеподписавшийся, протоиерей Троицкой церкви (на Стремянной ул., в Ленинграде) Николай Васильевич Заботкин, сознательно и добровольно снимаю с себя рясу по мотивам социально-психологического характера, которые привожу ниже". Из мотивов: "Оставаться в рядах "духовенства" я больше решительно не могу ни секунды <...> За сорок лет своей жизни я до сих пор еще нигде и никогда не встречал такой общественной организации, которая была бы настолько проникнута ложью...".
// Шерих Д. Из Петрограда в Ленинград. - Москва : Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2004. - С. 83.
Собор Санкт-Петербургских святых
"... Еще менее я виновен в том, что когда-либо побуждал называть себя или сам называл себя истинным пастырем, в исключительном смысле призванным спасать верующих от темных сил адовых большевизма, но не отрекаюсь от того, что считаю себя одним из верных пастырей Христовой Церкви, обязанных словом, житием, духом, верою и чистотою быть образцом для верных и ограждать их от тьмы неверия, и исповедую, что по вере моей не только материализм, но и сами "врата адовы" не одолеют Церкви Христовой".
Я неоднократно сравнивала тексты в Энциклопедии СПб и в имеющейся у меня книге 2010 г.и. - отличия в некоторых добавлениях, разночтений вроде не встречала, поэтому и сделал такой вывод. Текста 2003 г. не видела "живьем".