Публикация

Кинотеатр "Москва"

Здание на карте
фото
Архитекторы: Хидекель Лаз. М.
Год постройки: 1936-1939
Стиль: Сталинский неоклассицизм

Кинотеатр "Москва"

Пам. арх. (регион.)

1936-1939  - арх. Хидекель Лазарь Маркович

 

Кинотеатр "Москва" - пр. Газа, 6. ([108]. C. 84).

 

Первый советский трехзальный кинотеатр. Скульптурный фриз выполнен И. В. Крестовским.

 

Возведен на месте снесенной  Церкви св. Екатерины в Екатерингофе.

  • фото
  • фото

    Фото до 1950 г. [190]

  • фото

    Фото до 1950 г. [190]

  • фото

    План. Разрез.

  • фото
  • фото

    В.В. Щербаков "Кинотеатры
    Изд.Академии архитектуры СССР
    М. 1948 г. С. 11

  • фото

    там же
    прил. иллюстрации

  • фото

    там же
    прил. иллюстрации

  • фото

    Фото из книги Ленинград.
    Виды города, 1954

  • фото

    (сайт arx.novosibdom)

  • фото

    1941 г.
    сайт pastvu.com

  • фото

    1951 г.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил - YURIY ALEKSANDROV)

В 1939 г. был построен первый в стране трехзальный кинотеатp «Москва» на 1200 мест. Его автор - профессор арх. Лазарь Маркович Хидекель, один из старейших совет­ских зодчих. По его проектам в Ленинграде возве­ли ряд жилых и общественных зданий, среди них квартал № 41 на Московском пр., Гидро­метеорологический институт на правом берегу Невы, главный корпус Инженерно-строительного института (ЛИСИ), где Л. М. Хидекель руководил творческой мастерской архитектурного факультета.

 

Кинотеатр «Москва» в числе лучших архитек­турных сооружений советского времени в 1967 г. взят под государствен­ную охрану. Фасад кинотеатра облицован естествен­ным гранитом и мрамором, а верхнюю часть его венчает скульптурный фриз, выполненный заслужен­ным деятелем искусств РСФСР скульптором Н. В. Крестовским. Автор многих монументально­-декоративных работ и скульптурных портретов современников Н. В. Крестовский в годы Великой Отечественной войны, находясь в осажденном Ле­нинграде, руководил работами по укрытию и маски­ровке городской и садово-парковой скульптуры. Как реставратор, он принимал участие в восстановлении разрушенного фашистами архитектурного ансамбля Петродворца и скульптур в нишах Академического театра имени А. С. Пушкина.

 

Следует отметить, что семья Kpeстовских оста­вила заметный след в истории русской культуры. Отец скульптора - Всеволод Владимирович (1840-1895) - известен как автор романа «Петербургские трущобы», в котором дана яркая характеристика деклассированных слоев Общества. Сестра его Мария Всеволодовна (1862-1910) - тоже писательница. В ее повестях и романах поднимаются проблемы, связанные с положением женщин в дореволюцион­ном обществе. Сын скульптора Ярослав Игоревич­ - художник. Его ленинградские пейзажи «Крюков ка­нал», «Мойка», «Белая ночь», «Канал Грибоедова», «Аничков мост» н другие были представлены на мно­гих художественных выставках, в том числе между­нарoдных. 

(из статьи С. Мартьянова, зам. директора Ленинградского государственного

архива литературы и искусства;«Блокнот агитатора» 1980/13 добавил: Vadark)

  • фото

    2010 г.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Partitu 2010.

В своей книге "Силуэты времени" Августа Михайловна Сараева-Бондарь вспоминает о том, что  скульптор Крестовский рассказал, что на фризе нет вымышленных фигур, правда автор не стремился к портретному сходству. "Так, фигура женщины-скульптора наевяна обликом Янсон-Манизер, к живописному станку меня подвела колоритная фигура Самохвалова, балетный сюжет продиктован тремя прелестными Аврорами из "Спящей красавицы" - Улановой, Вечесловой и Дудинской. Прекрасному голосу Преображенской посвящена композиция "У рояля". Перед зрителями как бы открывается галерея довоенных представителей ленинградского искусства... И завершают эту скульптурную повесть, кинооператор с камерой и человек с фотоаппаратом в руках. Только последнему я придал конкретные портретные черты. Это Владимир Владимирович. (Стрекалов-Оболенский - прим. partitu) Работая над барельефом, я почти ежедневно встречался с ним."

(А.М. Сараева-Бондарь. Силуэты времени. СПб, 1999. С. 220-221. Глава "Портрет на фризе", добавил Partitu)

 

14.02.2008. Кинотеатр "Москва" на Старо-Петергофском пр., 6, был выставлен на аукцион ОАО "Фондом имущества Санкт-Петербурга". Объект продан с рядом обременений: покупатель должен восстановить интерьеры и фасад здания.

 (regnum.ru)

Кинотеатр планируется реконструировать. Владелец рассчитывает разместить в нем ресторан и два концертных зала. Проект, выполненный мастерской "Литейная часть-91", предполагает, что снаружи здание не изменится.

  (Газета СПб, 20.08.2010) 

 

1940: Кинотеатры. "Москва"  пр. Газа, 6  ("Ленинград - 1940", С. 366)

1947: Кинотеатры. Москва пр. Газа, 6 (Список абонентов ЛГТС 1947 С. 198)

1951: Кино-театр  "Москва" пр. Газа, 6(Список абонентов ЛГТС 1951 С. 46)

1976: Кинотеатры. "Москва"  пр. Газа, 6 (Краткий справочник ЛГТС 1976 С. 152)

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (2196)

Отнесен к категории объектов культурного наследия регионального значения (решение Исполкома Ленгорсовета от 10.11.1967 N 996)

64 комментария
24534 просмотра
Добавил: Наталия, 9 Апреля 2009, 20:39
Редактировано: 11 Февраля 2024, 15:44
Оцените:
(40 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house5275.html' target='_blank'>Кинотеатр "Москва" на Citywalls.ru</a>
Всего 64 комментария
  • 26 Октября 2024, 00:52
    Ответ на "в 1939 году под этим .по-видимому понималась совре" от весовщик

     ... отражение в арх-ре периода дружбы с Германией?

     

    "Архитектура Третьего рейха (1933—1945) во главе с главным архитектором Альберт Шпеер занималась пропагандой политики рейха. Наиболее известным строением Альберта Шпеера стал комплекс зданий нацистской партии в Нюрнберге, построенный в 1938 году, к съезду национал-социалистической партии. Площадь сооружения была более 11 кв.км. Фрагменты этого строения сохранились по сегодняшний день.

    Фашистский стиль архитектуры схож с древнеримским стилем в том, что строились большие и симметричные здания с острыми без закругления краями. Здания и стадионы были большого размера, сложены из известняка и других прочных камней для того, чтобы утвердить полноту фашистской эпохи. Здания строились практически без декора и с минимумом дизайна."

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура_Германии#Современность (есть фото Reichchancellory)

     

     

    P.S.   Логово зверя: прогулка по залам...  https://dzen.ru/a/YLNLIqRx0W2sgL1P

    "некоторые вещи в виде канделябр и люстры действительно перекочевали в Кремль."

  • 27 Октября 2024, 03:56

    ну-да.. самый цимес в том что это здание спроектировал Лазарь Маркович Хидекель

     

    кстати известный зодчий А.Клейн

    https://www.citywalls.ru/search-architect255.html

     

    в 1930-ые гг работвл в нацистской Германии 

  • 27 Октября 2024, 07:56
    Ответ на "ну-да.. самый цимес в том что это здание спроектир" от весовщик

    Попытался собрать довоенные проекты: арх. Лазарь Маркович Хидекель

    (не путать с младшим братом - арх. Лев Маркович Хидекель) 

    https://www.citywalls.ru/house4940.html фото

     

    https://www.citywalls.ru/house13369.html фото 

     

    https://www.citywalls.ru/house11398.html (подходящего фото нет)

  • 27 Октября 2024, 13:34
    Ответ на "Попытался собрать довоенные проекты: арх. Лазарь М" от Риэлтор

    Вообще-то Лазарь Маркович Хидекель начал как крутой авангардист, "супрематический" архитектор, один из ближайших сотрудников Малевича - сначала в Витебске в УНОВИСе, потом в Ленинграде в ГИНХУКе (см. ,например, статью о нем в "Википедии" ). Его должны хорошо знать и поклонники Малевича, и любители конструктивизма (я не являюсь ни тем, ни другим).

     

    Но в условиях  20-х годов, когда фактически строилось очень мало, ни один из авангардистских проектов Лаз.М.Хидекеля не был осуществлен. А в начале 30-х годов конструктивизм фактически оказался под запретом, и Лаз.М.Хидекель (как и подавляющее большинство архитекторов) перестроился и стал работать в духе сталинской архитектуры.

     

    А стилистическое сходство многих (не всех!) советских зданий 30-х годов с одновременными постройками в нацистской Германии, по-моему, несомненно. И Хидекель, может быть, еще не худший в этом отношении.

     

     

  • 5 Ноября 2024, 22:57
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32491
Готовится: 80
Посетители
Гостей: 760
Всего сегодня: 2616