Публикация

Чугунный мост

Здание на карте
фото
Архитекторы: Боттом П.
Год постройки: 1806
Стиль:

Чугунный мост

Утраченное сооружение

1806 - Боттом П., Берд К. Н.

  • фото

    П. Боттом.
    Проект чугунного
    моста через
    Сальнобуянский
    канал. 1800-е.
    Варианты № 1 , 2

  • фото

    П. Боттом.
    Проект чугунного
    моста через
    Сальнобуянский канал.
    1800-е. Вариант № 3

  • фото

    П. Боттом (при участии К. Н. Берда).
    Проект чугунного моста через
    Сальнобуянский канал. 1800-е.
    Вариант № 4. Проект не имеет
    авторских подписей

  • фото

    П. Боттом (при участии К. Н. Берда)
    Проект чугунного моста через
    Сальнобуянский канал. 1800-е.
    Вариант № 5. Проект не имеет
    авторских подписей

  • фото

    Модель Сальнобуянского моста.
    Масштаб модели - в 1/16
    Модель экспонируется в
    Центральном музее ж.д.
    транспорта РФ
    (Красное село, Мостоотряд - 19)

    Фото - В. А. Черненко, 2011.

Мост был перекинут в 1806 г. через Сальнобуянский канал (современное русло реки Пряжки) при выходе его к Неве. Мост соединял Матисов остров и Сальный буян по бывшей Корабельной набережной, имел пролёт 19,2 м и ширину около 4,4 м. Выполненный заводом К. Н. Берда мост был перекрыт ажурной ребристой ( в 4 ребра ) аркой, отлитой из чугуна, и имел художественные чугунные перила.

 

Был одним из двух первых в Санкт-Петербурге (наряду с Зелёным мостом через Мойку) чугунных арочных мостов.

Мост был разобран в начале XX века при реконструкции завода Берда, но остатки гранитных устоев сохранились, сейчас это территория Адмиралтейских верфей.


Известный мостостроитель и педагог Л. Ф. Николаи в 1898 г. писал: "Чугунный арочный мост на Сальном Буяне, состоящий из отдельных сквозных косяков ... был, вероятно, первый чугунный мост в Петербурге, составленный не из полых ящиков, а из отдельных рёбер; вторым мостом, где применён этот тип, следует считать Николаевский мост".
В 1983 г. историк мостостроения и педагог А. Л. Пунин писал: "Автор проекта не установлен, но не исключено, что в проектировании принимал участие и владелец завода инженер Чарльз Берд, под руководством которого отливались арки моста", а в 2002 г. Б. И. Антонов уже писал: "Мост построен по проекту инженера Чарльза Берда в 1805 - 1806 годах". Есть ли основания для таких заключений?

Проектные чертежи Сальнобуянского моста хранятся в Российском государственном историческом архиве. На четырёх листах изображены пять вариантов фасада моста на каменных столбах пролетом 84 фута (25,6 м) при устье канала, соединяющего реку Пряжку с Невой.

На первом листе представлены два варианта фасады моста на каменных опорах, облицованных гранитом, отличающихся друг от друга рисунками перильных решёток и рёбер арки; причём в варианте № 2 ребро арки имеет более сложный рисунок. На втором листе представлен вариант фасада моста № 3 - с каменными опорами, выдвинутыми в русло канала, более пологой аркой и значительно усложнённым рисунком непрерывной решётки перил и рёбер арки. Эти два листа подписные, выполненные надворным советником Павлом Боттомом.

Третий и четвёртый листы - это варианты № 4 и 5. Они, по всей вероятности, стали итогом обсуждения предыдущих трёх вариантов с руководством завода-изготовителя. Здесь мы можем предположить влияние К. Н. Берда на процесс проектирования моста. В вариантах № 4 и 5 мы видим, как П. Боттом под влиянием К. Н. Берда ищет художественное решение, соответствующее строгой заводской обстановке, и, надо сказать, находит его.

В варианте № 4 он уменьшает вынос каменных опор, облицовывая их гранитом рваной фактуры, упрощает рисунки решёток перил и рёбер арки ( он состоит уже из простых геометрических элементов ). Перила моста Боттом проектирует состоящими из пяти секций, разделённых чугунными столиками, завершая их по краям столбиками каменными.

Наконец, в варианте № 5 Боттом находит окончательное художественное решение металлической архитектуры моста. Он проектирует восьмисекционные перила с менее плотным рисунком, разделённые и оканчивающиеся чугунными столбиками. Рисунок рёбер арки предельно прост - это набор колец, стремящихся друг к другу и уменьшающихся в диаметре, низ арки заполнен прямоугольниками. Всё просто, строго и красиво. Каменные устои моста, несколько вдающиеся в русло канала, Боттом предлагает облицевать гранитом.

Отсутствие на последних двух чертежах авторской подписи свидетельствует, по всей видимости, о том, что Боттом, руководствуясь советами инженера-литейщика и исполнителя его проекта - заводчика К. Н. Берда, - не мог поставить на чертежах только свой автограф, ибо предложенные решения были плодом их совместного творчества. Поэтому варианты моста № 4 и 5 можно атрибутировать так: П. Боттом (при участии К. Н. Берда).

 

К сожалению, среди этих проектов моста нет отчётного чертежа, показывающего, каким был мост на самом деле, но здесь на помощь приходят гравюры и литографии с изображением этого моста и сохранившаяся до наших дней его модель.

На литографии П. А. Александрова " Поездка в Кронштадт на пироскафе" 1823 г. и гравюре "Le Port Pyroscaphes pour Cronstadt" 1826 г. из альбомов А. И. Плюшара мы видим арочный четырёхреберный мост на каменных устоях, облицованных гранитом с пятнадцатисекционными перилами, охватывающим арку и устои моста, имеющими рисунок, очень близкий к варианту № 5, устои же моста выполнены близкими к варианту № 1.

(По материалам книги Валентина Андреевича Черненко "Первый пароход в России - пароход Берда".2015

Цитируется по публикации в группе "Коломна СПб. Покров. Матисов. Пряжка"  kolomna_in_art

 

 

 

  • фото

    Завод г-на Берда.
    Отправление в Кронштадт.
    Литография. 1820-е

  • фото

    Александр Карлович Беггров.
    Набережная Невы.
    1876 г, х/м, ГРМ

  • фото

    Александр Карлович Беггров.
    Набережная Невы
    (фрагмент с мостом)
    1876 г, х/м, ГРМ

  • фото

    Сальнобуянский мост.
    Фрагмент гравюры
    "Let Port Pyroscaphes
    pour Cronstadt". 1826

  • фото

    Сальный Буян, до 1907 г.
    Карл Эдуардович Гефтлер
    (1853 - 1918)

Этот мост назывался просто Чугунным. Кажется, только один раз, в Адресной книге 1809 г., он был назван Казенным чугунным мостом.

Между прочим, то, что за мостом закрепилось такое название, может быть, как раз говорит о том, что он несколько опередил Полицейский мост? 

План Савинкова 1820 г., но то же есть и на плане 1817-го г. и еще на нескольких 1820-х.  

 

Надо сказать, мост этот как-то не особенно пользовался вниманием издателей планов города. Да и вообще, не так много было желающих издавать планы с подробными изъяснениями. Заметно выделялся в этом плане гравёр и издатель А. Савинков.

На плане 1804 г. мост через канал, конечно, не показан, да и самого канала еще нет, но есть кое-что поинтересней - Пряжка уже лишилась своего устья и течет в Неву по руслу того канала, который принято называть 2-м Сальнобуянским. То есть, согласно этому плану, его прорыли первым и картограф поспешил запечатлеть это событие.

№ 47 - это Чугунный завод (Ч. Берда)

 

К 1808 г. план в этой части был дополнен 1-м Сальнобуянским каналом, на острове появилось схематичное изображение плана здания (в описании употребили слово «Пакгаус» (так)), показан интересующий нас мост, обозначенный цифрой 4. В отличие от плана 1804 г. при этом есть описание мостов по Пряжке, где новый мост назван «Чугунной у Пакгауса». 

 

В адресной книге 1809 г. о мосте сообщается: "Казенной чугунной мост у Сального буяна" ([123]. С. 32). Действительно, мост был новый, в мало для кого понятном месте, так что комментарий, как и на плане 1808 г., не был лишним.

На плане Савинкова, исправленном к 1817 г., никаких изменений в этот тесте уже нет, в описании для здания по-прежнему использовано слово «пакгаус», но из названия моста оно уже исчезло.

 

На доработанном к 1820 г. плане появилось название «Сальной буян», в описании мост назван Чугунным.

На приложенном к адресной книге 1822 г. плане Петербурга мост показан, в изъяснении он назван Чугунным: " н. Чугунный мостъ. Адм. ч." ([121]. С. 656)

(добавил Liz)

  • фото

    1804 План
    столичного
    города
    Санкт-Петербурга
    Савинкова

  • фото

    1808 г.

  • фото

    1817 г.

  • фото

    1820 г.
    План Савинкова

  • фото

    1822 Карта Петербурга из
    Указателя жилищ и зданий
    Аллера

  • фото

    1887. План Санкт-Петербурга
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1914. План Санкт-Петербурга
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1939. Аэрофотосъемка
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1942. Аэрофотосъемка
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1966. Снимок со спутника
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    2018. Yandex - спутник
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Береговые устои
    Сальнобуянского моста.
    Вид с запада.
    Фото - В. А. Черненко, 2015.

  • фото

    Береговые устои
    Сальнобуянского моста.
    Вид с востока.
    Фото - В. А. Черненко, 2015.

  • фото

    Северный береговой
    устой Сальнобуянского моста
    Фото - В. А. Черненко, 2015.

37 комментариев
712 просмотров
Добавил: kolomna_in_art, 29 Мая 2024, 13:52
Редактировано: 14 Марта 2025, 20:36
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35171.html' target='_blank'>Чугунный мост на Citywalls.ru</a>
Всего 37 комментариев
  • 13 Марта 2025, 13:34

    В публикации: "Проектные чертежи Сальнобуянского моста хранятся..." Разве есть примеры использования этого названия моста, так сказать, при его жизни, а не в последующей литературе?   

    Тот же вопрос относительно фото 6: "Модель Сальнобуянского моста". Вероятно, так написано на этикетке? Но есть ли для этого какие-то основания? 

    Сальнобуянским назывался мост через Пряжку на Сальный буян в створе Лоцманской улицы.

  • 13 Марта 2025, 16:32
    Ответ на "В публикации: "Модель Сальнобуянского моста". Вероятно, так написано на этикетке?" от Liz

     Видимо, надо чётко сказать: в подписи к модели ошибка!

    Настоящий Сальнобуянский мост выглядит иначе:  см. photo605698.html

  • 13 Марта 2025, 18:03

    Убрать "стиль", наверное, действительно технически сложно. Я тут не специалист, но предполагаю.

    Что касается комментариев fktrctq , действительно, наверное, не все попадает в публикации, именно из-за того, что это в комментах. Если бы уважаемый fktrctq , разместив инф. в комменте, отправил бы  через "добавить информацию" к дому хоть одну фразу "см. комментарий", то все бы попало в публикации однозначно и, если я не отсутствую в городе, то почти сразу. Некоторые наши участники уже давно так делают.  Мы уже все знаем, что комменты уходят и потом на эту информацию можно наткнуться только случайно, если обращаешся к публикации по дому.

  • 13 Марта 2025, 20:28
    Ответ на "Видимо, надо чётко сказать: в подписи к модели оши" от Риэлтор

     Как я могу это сказать, если не видела этикетки? У меня мысли, знаете, не такие крылатые.

  • 14 Марта 2025, 01:09
    Ответ на "Как я могу это сказать, если не видела этикетки? У" от Liz

    Об этом уже писалось раньше...

    Ответ на ""На плане 1804 года мост через канал, конечно, не " от Риэлтор

    "В комменте к этой публикации kolomna_in_art от 29 Мая 2024, 10:01| даёт действующую ссылку на архивные чертежи https://vk.com/wall-10415498_1094  САЛЬНОБУЯНСКИЙ МОСТ - отсюда это, безусловно, ошибочное название и перекочевало в публикацию."

     

    Ответ на "Модель так же нашлась в Госкаталоге, там написано," от kolomna_in_art

     "Модель чугунного моста на Сальном буяне в Санкт-Петербурге "

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 1147
Всего сегодня: 5508