Публикация
Большой петергофский дворец (интерьеры) - Большой дворец . МузейФото - Большой петергофский дворец (интерьеры) Петергоф. Нижний парк, 1 - Садовая ул., Пам. арх. (федеральн.) Нагорных (Верхних) палат
Большой дворец . Музей
Залы дворца:
Интерьеры
Первогачальный дворец построен и декорирован в 1714-1724 гг. Первые два года его сооружением руководил И. Браунштейн. Затем два с лишнем года работы вел Ж.-Б. Леблон. Леблон создал в первом этаже вестибюль с пилонами, Дубовую лестницу, Кабинет Петра, придал парадность залу второго этажа, увеличив окна и двери. Начиная с 1719 г. строительство Верхних палат шло под руководством Н. Микетти. Он расширил дворец и окончил отделку интерьеров. Микетти преврати небольшие верхние палаты в эффектное дворцовое здание. К концу 1722 г. расширение дворца было закончено, начались работы в интерьерах. При Петре в нижнем этаже Верхних палат кроме Парадного вестибюля находились кухня, мыльня, хозяйственные кладовые и комнаты для прислуги. В погребе хранились вина и припасы. Во втором этаже размещались Кабинет Петра, парадный зал - Итальянский салон, куда вела Дубовая лестница, Спальня, Буфетная и др. комнаты. Во влигелях на каждом этаже было по 4 комнаты. В 1718-1720 гг. во дворце велись работы по отделке интерьеров - Итальянского салона, Дубового кабинета, Дубовой лестницы, вестибюля.
Во второй четверти XVIII в. дворец перестал отвечать роскоши и блеску русского двора. Это послужило причиной еще одной перестройки, которая связана с именем арх. Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771).
Вдоль всего северного фасада дворца тянется анфилада парадных залов, гостиных и жилых комнат, которая начиналась в западной части здания Аванзалом (ныне Чесменским) и заканчивалась в его восточной части Голубой (Большой) гостиной. Ось анфилады с обеих сторон завершается окнами, что создает впечатление бесконечной протяженности. (см. Интерьеры) Главную роль в убранстве интерьеров Большого дворца играла деревянная золоченая резьба. Особое место в декоративном убранстве залов занимала живопись. В интерьерах, созданных Растрелли, достаточно большую роль играли зеркала и наборные паркеты.
В 1760-х гг. в Большом дворце работал арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800). По его проектам была изменена отделка двух помещений, расположенных по обе стороны от Картинного зала. Эти комнаты входили в построенную при Петре I часть дворца и были отделаны в первой четверти XVIII в., причем одну из них украшали произведения китайского прикладного искусства. В 1764 г. по проекту Деламота отделка Центрального зала дворца - Итальянского салона - была изменена. На его стенах архитектор разместил по принципу шпалерной (сплошной) развески 368 картин итальянского художника Пьетро Ротари (1707-1762), купленных после его смерти Екатериной II. Зал стали называть Картинным, или Кабинетом мод и граций.
Вступление на престол Екатерины II ознаменовалось рядом переделок и созданием новых интерьеров во дворце. Первые изменения интерьеров Растрелли были осуществлены по проектам Валлен-Деламота. В 1763-1767 гг. он декорировал Портретный зал картинами и преобразовал "два покоя" в Китайсике кабинеты. В 1770-1773 гг. Фельтен дополнил отделку анфилады гостиных, использую приемы рококо. В 177301780 гг. он создал классическое оформление Белого (Столового), Чесменского и Тронного залов. 1770-е гг. история Большого петергофского дворца связаны с именем арх. Ю. М. Фельтена (1730-1801). По проекту Фельтена в Большом петергофском дворце были заново отделаны Столовая, Тронный зал и Аванзал, где основным элементом отделки стала лепка, частично изменена отделка Будуара и Опочивальни на половине императрицы. Ее исполнили русские лепщики под руководством итальянского мастера Бернаскони.В декорировку залов были включены живописные портреты и сюжетные композиции. Фельтен создал проекты нового оформления парадных залов Большого дворца. Работы в Столовой начались в 1774 г.. Ее стены украсили орнаментальные лепные панно и овальные медальоны с изображением сцен из мифа о Дионисе и Ариадне. Автор этих рельефов - русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев. В 1777-1778 гг. Фельтен изменяет отделку Тронного зала и Аванзала. Они стали своеобразными памятниками победы России над Турцией в войне 1768-1774 гг. Отделанный заново Аванзал также получил название Чесменского и стал памятником одной из славных побед русского флота.
В 1845-1850 гг. арх. А. И. Штакеншнейдер бережно обновил декор ряда гостиных, особенно в восточном крыле, которое стало называться "половина княгини Ольги Николаевны". В 1845-1850 гг. по проектам и под руководством арх. А. И. Штакеншнейдера был надстроен третий этаж над восточным (садовым) флигелем дворца и устроены в нем апартаменты для дочери Николая I Ольги в связи с ее свадьбой с принцем Вюртембергским. Это была последняя перестройка дворца. замыкающий обзор парадных интерьеров, сохранялся как историческая реликвия при всех перестройках дворца и максимально достоверно воссоздан после Великой Отечественной войны. Для украшения кабинета в 1718–1720 гг. по рисункам французского скульптора-декоратора Н. Пино были выполнены четырнадцать разных дубовых панно, створки дверей и два десюдепорта (наддверных украшения). На двух панно - стилизованные профильные портреты Петра I и Екатерины I.
Проект арх. Фельтена - Чесменский зал посвящен победам русского флота над турецким и ночному морскому бою в Чесменской бухте 26 июня 1770 г. Стены зала сплошь закрыты двенадцатью громадными полотнами, написанными по заказу русского правительства известным немецким худ. Ф. Гаккертом. Картины, изображающие эпизоды Чесменского сражения и этапы героического морского похода, отделены друг от друга лепными рамами, перевитыми орденскими лентами, а простенки между окнами украшены барельефами с турецким оружием.
Начало - трехмаршевая Парадная лестница. Танцевальный или Купеческий зал пораал ослепительной роскошью. Полихромный многофигурный плафон, орнаментальная роспись, живописные медальоны, зеркала, золоченые венки и детали на белом фоне стен, узорный паркет - составляли облик зала. Следующий Аванзал (позже Чесменский) служил переходом к самому большому парадному залу - Тронному. Живописный декор зала имитировал резьбу. Из Тронного зала гости проходили в Аванзал (Аудиенц-зал, Статс-дамская). Растрелли декорировал зал монументальной живописью и орнаментальной резьбой. В левом флигеле и восточном крыле обращенном в Верхний сад, Растрелли разместил парадный гостиные и жилые комнаты, декорированные орнаментами, росписью и штофом. Растреллиевский маршрут.
В центральной, петровской части дворца осмотр начинается с вестибюля дворца, который занимает всю середину первого этажа петровских палат. Пространство вестибюля расчленено шестью пилонами с парными пилястрами, которые вторят пилястрам на стенах. Пилоны декорированы колоннами тосканского ордера. Пол выстлан серыми и белыми мраморными плитами. (Леблон) Из Вестибюля Дубовая лестница (Леблон, Пино) ведет в центральный Портретный зал. Дубовая лестница, творение Леблона и Пино, воссоздана в первоначальном материале. Перила состоят из 21 орнаментированной балясины (воссозданы резчиком Н. Оде). Плафон Дубовой лестницы сохранен Растрелли при перестройке дворца. Это живописное полотно исполнено в 1720-х гг. И. Я. Вишняковым. Воссоздано. Отсюда открывается вход на богато декорированную Парадную лестницу. Полихромная масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепка, орнаментальная резьба, картуши, вазы, статуи, барельефы, художественный металл украшают ее объем. На стенах лестницы, в иллюзорных нишах, темперой написаны фигуры Аполлона, Дианы и Флоры, амуры. Амуры с атрибутами олимпийских богов изображены на падуге. Простенки заполняют двуглавые орлы, вензеля Елизаветы, цветочные гирлянды, картуши. На плафоне представлена мчащаяся среди облаков на колеснице Весна. Роспись стен и плафона первоначально выполнена Б. Тарсия, воссоздана В. Г. Корбаном, В. А. Никифоровым, Л. А. Любимовым. Главное укоашение лестницы - три воссозданные скульптуры - аллегории Весны, Лета, Осени), четвертая - Зима , подлинник середины XVIII в. Композиция лестницы завершается порталом с дверью, ведущей в Танцевальный зал. Дверь окаймлена и украшена золоченой резьбой.
Через маленькие проходные комнаты от Парадной лесницы можно пройти в Голубую приемную. Стены ее затянуты голубым штофом, на потолке поещен овальный плафон XVIII в. От Голубой гостиной начинается анфилада парадных интерьеров. Первый - Аванзал, превращенный Фельтеном в Чесменский. .... Наборный паркет выполнен по рисунку Растрелли. Взамен погибшего плафона установлен новый - полотно живописца А. Тервестена "Жертвоприноение Ифигении" 1690 г.
Тронный зал - самый большой во дворе. Высота зала почти равна его ширине. Два яруса окон на продольных стенах - 14 полуциркульных проемов, чередующихся с зеркалами внизу, и такое же число проемов над ними. Сохранив созданную Растрелли объемную барочную композицию, арх. Фельтен в 1770-х гг. связал ее с новым классическим декором. Над четырьмя дверями в лепных рамах помещены портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны работы Г. Бухгольца, а между окнами второго яруса - 12 портретов родственников Петра. Западная торцовая стена закрыта четырьмя большими живописными полотнами Р. Петона, изображающие эпизоды Чесменской битвы. Восточная торцовая стена, перед которой стоит тронное кресло, покрыта разнообразным декором. Посредине стены помещен портрет Екатерины II ("Шествие на Петергоф")работы В. Эриксена 1762 г. По сторонам портрета - барельефы ск. И. П. Прокофьева - "Истина и Добродетель" и "Правосудие и Безопасность". Большая роль отведена осветительным приборам - золоченым стенникам и 12 барочным хрустальным люстрам.
Аудиенц-зал (с 1840-х - Статс-дамская) оформлен Б.-Ф. Растрелли. Для увеличения пространства арх. декорировал продольные стены ложными окнами с зеркалами на втором ярусе. Нижний ярус стен акцентирован зеркалами и орнаментом. У восточной стены помещен камин. Плафон зала на сюжет "Освобожденный Иерусалим" выполнен живописцем П. Балларини в 1754 г. Воссоздан. Белый (Столовый) зал предназначен для дворцовых торжественных обедов. 6 полуциркульных окон 1-го яруса и соответствующие им квадратные окна 2-го яруса обеспечивают освещение зала. Светло-малахитовые стены украшены алебастровыми барельефами, ск.-декоратор А. Бернасколли. Декор зала создан по проекту Ю. Фельтена в 1775 г. На стенах расположены пышные гирлянды и барельефные панно. В углах находятся цилиндрические печи, облицованные белыми изразцами. Пять хрустальных люстр изготовлены в России в 1770-х гг. Стол сервирован английским фаянсовым сервизом на 30 персон (196 предметов), выполненным английским керамистом Д. Веджвудом в 1768-1779 гг.
1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. Царский двор больше в Петергоф не выезжал. После победы Февральской революции руководство Петергофского дворцового правления стало свозить в Большой дворец имущество из других дворцов. Назначенная Временным правительством комиссия для учета дворцового имущества не успела приступить к своим обязанностям - последовало распоряжение об эвакуации ценностей в Москву "ввиду предполагаемого наступления немцев на Петроград". Осенью 1917 г. из Петергофа отправили более 100 ящиков с фарфором, бронзой, живописью, деталями архитектурно-декоративного убранства. Но многое оставалось в Большом дворце. В ноябре 1921 г. из Москвы возвратились эвакуированные в 1917 г. дворцовые ценности. После Великой Октябрьской социалистической революции Большой дворец стал одним из первых крупных историко-художественных музеев. В 1930-е гг. Петергоф превратился в один из крупнейших музейных центров страны.
С первых дней Великой Отечественной войны начались работы по эвакуации коллекций музеев Петергофа, и в частности Большого дворца. За короткий период времени небольшому коллективу сотрудников пришлось проделать огромную работу: определить предметы, подлежащие эвакуации в первую очередь, снять со стен живописные полотна, образцы декоративных тканей, упаковать фарфоровые и фаянсовые сервизы, хрусталь, люстры. Частично была снята со стен кабинета Петра I дубовая резьба Н. Пино. Оставшиеся во дворце музейные экспонаты декоративного убранства сгорели или были похищены.
В 1948 г. принято решение о восстановлении дворца. Восстановление фасадов началось в 1952 г. Работы были завершены к 1958 г. ![]() ![]() Добавил: Mary, 4 Февраля 2019, 23:53
Редактировано: 10 Февраля 2023, 21:57
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34093.html' target='_blank'>Большой петергофский дворец (интерьеры) - Большой дворец . Музей на Citywalls.ru</a>
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32490
Готовится: 80
Улицы: 2717
Архитекторы: 4168
Посетители
Участников: 5
Гостей: 1179
Зарегистрировано: 14593
Всего сегодня: 3267
|