Публикация
Памятник императору Александру IIIПамятник императору Александру III
1909 - ск. Трубецкой Паоло (Павел Петрович), арх. Шехтель Федор Осипови
Высота конной фигуры от копыт лошади до верха шапки - 5,3 м Высота пьедестала - 3,2 м На отливку статуи пошло около 500 пудов художественной бронзы (1 пуд = 16,38 кг) Толщина слоя или стенок бронзы 3/4 или 1 см. Постамент гранитный, длина - 7 м, ширина - 5 м, высота - 2,5 м
Период царствования Александра III пришелся на 1881-1894 гг. Не будучи специально подготовленным к управлению страной, он обладал твердой волей и решительностью. Для России это был период стабильности, были заложены основы промышленной революции. Во внешней политике император придерживался вооруженного нейтралитета, не вмешиваясь в чужие конфликты. За это ему был присвоен титул «Миротворец».
Вскоре после смерти императора его сподвижник граф С. Ю. Витте высказал мысль о сооружении в столице памятника Александру III. В 1899 г. был объявлен конкурс на проект памятника. Место для него вбрали у В конкурсе на проект памятника приняли участия крупнейшие скульпторы России: Р. Р. Бах, В. А. Беклемишев, О. Л. Обер, А. М. Опекушин, М. А. Чижов и другие. После трех туров победителем был признан Паоло Трубецкой с архитектором Федором Шехтелем. Известный скульптор Паоло Трубецкой (1866-1938), сын князя П. И. Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции и американки Ады Винанс. Он обучался в Милане, где позже устроил и свою мастерскую. С 1884 г. участвовал в выставках в Европе и Америки, получил широкую известность как автор композиций, портретов и анималистических скульптур. В 1897 г. П. Трубецкой приехал в Россию, поселился в Москве, где преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Для работы над памятником на Невском пр., недалеко от Александро-Невской лавры был выстроен павильон. Трубецкой переделывал статую много раз. В процессе работы скульптуру неоднократно осматривали Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна. Работа над моделью памятника была завершена в октябре 1905 г. Трубецкой подготовил несколько моделей, причем две в натуральную величину и только третья модель получила одобрение специального жюри и была утверждена Николаем II в 1906 г. Натурной моделью коня служил собственный конь Александра III, а царя – унтер-офицер Пустов , швейцар Государственной думы, фигурой очень схожий с покойным императором. Как вспоминал С. Ю. Витте, великий князь Владимир Александрович, брат покойного императора, еще за несколько лет до открытия монумента, заявил при виде его модели. Что никогда не дозволит выставить такой памятник, так как он представляет собой карикатуру на его брата. Лишь благодаря неожиданному благоволению вдовы Александра III работу было дозволено довести до конца. Мария Федоровна, взглянув на памятник, сказала: «Вылитый Саша». Прежде чем приступить к отливке модель выставили на месте будущей установки на деревянном пьедестале. На Витте «… произвел этот памятник угнетающее впечатление, до чего он был уродлив». Модель осмотрел и великий князь Владимир Александрович, сказав, «что хотя в ней есть еще недостатки, но что он, тем не менее, против нее не возражает, потому что в ней есть что-то привлекательное и напоминающее брата, которое его в известной мере чарует». По выполненной Трубецким модели статую отливал из бронзы итальянский литейщик Э. Сперати. Отливка велась по частям: фигуру императора отливали в мастерской литейщика Карла Робекки, а коня – на Обуховском сталелитейном заводе. Архитектурное решение монумента было выполнено Ф. О. Шехтелем. Для постамента был использован гладко отполированный монолит розового финляндского гранита. От пьедестала глыбообразной формы скульптор в последний момент отказался. Первоначально на постаменте памятника предполагалось поместить медальоны с портретами главных сибирских деятелей: Ермака, Сперанского, Муравьева-Амурского, архиепископа Иннокентия, а так же барельефы с изображением покорения Сибири Ермаком и прохождения первого поезда по Сибирской дороге. Но это совсем не вязалось со статуей Трубецкого, поэтому от барельефов и портретов отказались. Позже часть из них была помещена на постаменте иркутского памятника Александру III. К тому времени Трубецкой перессорился со всеми от кого зависели изготовление и установка памятника и, не дождавшись окончания работ, уехал из России. Торжественное открытие монумента состоялось 23 мая (5 июня) 1909 г. Памятник был установлен в центре Знаменской площади, по оси главного входа в Николаевский вокзал в присутствии Николая II, великих князей, высших государственных и военных чинов, представителей различных депутаций и гвардейских полков, шефом которых был Александр III. На лицевой стороне постамента была выбита надпись в три строки: «Императору Александру III / державному основателю / Великого Сибирского пути». Памятник окружала чугунная ограда. По воспоминаниям Витте «Трубецкой на открытие памятник не приехал, т.к. ему вовремя не было дано знать об открытии памятника, так что он опоздал на несколько дней». Памятник сразу получил сандальную известность, вызвав шквал разноречивых мнений и суждений, стал постоянным объектом критических нападок. Творение Трубецкого называли «истуканом» , «обормотом». В. И. Исаченко 2 справочнике «Памятники Санкт-Петербурга» приводит цитату из письма Б. М. Кустодиева: «Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный колоссальный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают…». По Петербургу ходили ядовитые строки: «На площади – комод, / На комоде – бегемот, / На бегемоте – обормот…» Через три года Государственная дума обсуждала вопрос о снятии монумента и его уничтожении или переносе в один из отдаленных городов Сибири. Но Николай II не увидел злой насмешки и приказал выбить на постаменте: «Любящий сын – возлюбленному отцу».
* Рабочие наносят стихи Демьяна Бедного на постамент памятника Александру III. 1922-г.
Если до 1917 г. памятник ругали за «малохудожественность», то позже по политическим мотивам, как символ «всего позора и всей низости самодержавия». Несколько лет памятник был закрыт деревянным чехлом, снятым только в начале 1920-х гг. В 1922 г. на постаменте появилась надпись, автором которой был пролетарский поэт Демьян Бедный.: «Мой сын и мой отец при жизни казнены, / А я пожал удел посмертного бесславья: / Торчу здесь пугалом чугунным для страны, / Навеки сбросившей ярмо самодержавья. К торжествам 10-летия Октябрьской революции по проекту И. Фомина памятник заключили в клетку, рядом же соорудили конструктивистскую башню с серпом и молотом, колесом и надписью «РСФСР». Это произведение назвали «Пугало в клетке» В 1937 г. в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому пр. Президиум Ленгорсовета постановил убрать памятник , как «не представляющий исторической ценности». К 20-летию Октябрьской революции памятник демонтировали, разобрали на части и отправили на склад для дальнейшей переплавки. Но руководство С началом Великой отечественной войны статую собирались укрыть в котловане. Специально для нее вырытом в Михайловском саду, но опустить туда многотонную скульптуру оказалось не под силу. Ведрами и мешками носили сотрудники музея песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть накатом из бревен. Все это сооружение утрамбовали землей, а образовавшийся холм засеяли овсом. Укрытие оказалось настолько надежным , что прямое попадание в насыпь фугасной бомбы 17 октября 1941 г. не повредило скульптуру. В 1950-х гг городские власти вновь обратились к судьбе памятника. Было решено установить его на его же гранитном постаменте , но несколько урезанном, во внутреннем дворе Русского музея: «При установке памятника Александру III Трубецкого на новом месте уменьшить подиум скульптуры, исключив из него три камня. Освобожденные камни могут быть использованы на сооружение бюстов героев СССР и памятника Римскому-Корсакову». Это решение выполнено не было, но саму статую в 1953 г. все-таки переместили во внутренний двор музея. В 1980-е годы, в период ремонта В 1990-х гг. неоднократно поднимались предложения вернуть памятник на историческое место. В но место уже было занято, установленной в 1985 г. стелой «Городу-герою Ленинграду». Еще в 1957 г. в центре площади поставили закладной камень памятника В.И. Ленину. К 40-летию Победы на том же месте, в фокусе Невского проспекта, был воздвигнут обелиск городу-герою Ленинграду, авторы проекта B. C. Лукьянов, А. И. Алымов, Б. Н. Брудно, В. М. Иванов. Высокий тонкий гранитный обелиск, напоминающий штык, имеет в сечении форму пятиконечной звезды. На постаменте установлены горельефы с изображением защитников блокадного города (скульпторы А. А. Виноградов, Б. А. Петров, В. Д. Свешников, А. С. Чаркин). 34-метровый монумент увенчан Золотой Звездой. Памятник стал идейно-художественным акцентом площади, хотя не получил широкого признания горожан. Не раз поднимался вопрос о его переносе. Лишь в ноябре 1994 г. памятник был выставлен на всеобщее обозрение во внутреннем дворе, переданного Русскому музею Литература: Цепляев А. А. Конная скульптура Санкт-Петербурга. Гиппопластика / под ред. с предисл. и послесл. В. Ю. Жукова. – СПб.: ООО «Издательство «Росток», 2011 С. 44-52 Сокол К. Г. Монументы империи. – М.: Издательство «Грантъ», 2001 С. 173-175 Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник.- СПбю: «Паритет», 2004 С. 125-127 Кириков Б. М. , Кирикова Л. А., Петрова О. В. Невский проспект. Дом за домом. - 4-е изд., перераб. - М.: Центрполиграф, 2013
* Момент установки памятника императору Александру III у Мраморного дворца. Фото С.С. Смольского. Дата съемки 1994
В начале 2006 г. в СМИ появились сообщения о возможном возвращении конной статуи Александра III на площадь Восстания. Сообщения эти были связаны с проектом будущей реконструкции площади. Предполагалось демонтировать стелу. После длительных дискуссий и обсуждений стелу тронуть все-таки не решились. В 2013 г. бывший тогда министром культуры В. Мединский предложил перенести архитектурное строение на Троицкую или Конюшенную площадь и даже вернуть его на площадь Восстания. В Законодательном собрании Санкт-Петербурга обсудили это предложение - перенос памятника на площадь Восстания был отвергнут, а перенос на Конюшенную посчитали несвоевременным.
![]() ![]() Добавил: Mary, 18 Марта 2020, 11:17
Редактировано: 7 Мая 2024, 23:31
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house31403.html' target='_blank'>Памятник императору Александру III на Citywalls.ru</a>
Всего 74 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32491
Готовится: 80
Улицы: 2717
Архитекторы: 4169
Посетители
Участников: 11
Гостей: 963
Зарегистрировано: 14593
Всего сегодня: 4377
|
Более тридцати лет назад, архитекторы и представители Русского музея (которому принадлежит скульптура) рассмотрев несколько предложений (Михайловский сад и др.), выбрали наиболее верное решение. Я считаю, что располагать информацию о монументе нужно по месту его реального расположения. Тем более, на всех фотографиях он стоит именно в парадном дворе Мраморного дворца, где ныне расположен филиал Русского музея, который при учреждении и по 1917 год, назывался — «Русский Музей Императора Александра III».
Ваше высказывание, что скульптура "подавляет дворец", можно воспринять, как эмоциональную гиперболу❗