Публикация
Морской Кадетский корпус
Морской Кадетский корпус класссицизм Пам. арх. классицизма наб. Лейтенанта Шмидта, 17 Жилой дом (образцовый проект) 1717-1720 - проект для именитых Дворец Б.Х. Миниха ("Минихов" дом) (образцовый дом + соседнее владение Матвеева) 1734-1737 - Морской шляхетный кадетский корпус (дом Миниха + соседний дом Барятинского) 1753-1755 - приспособление для ученого заведения Корпус Чужестранных Единоверцев 1796-1799 - арх. Волков Фёдор Иванович - реконструкция или 1790-е - по чертежам Шнейдера Я. И. - реконструкция Пекарня, жилой флигель для офицеров, Столовый зал 1797 - арх. Руска Луиджи Два флигеля 1817-1825 - внутренняя отделка главного корпуса Морской Шляхетский Корпус - Морской Кадетский Корпус 1840-е , 1890-е , 1930-е - перепланировка
В квартале на берегу Невы в начале XVIII века находились жилые дома. Один из них на углу 12-й линии был сооружен в 1717-1720 гг. по проекту палат для именитых.
В 1730-х гг. этот дом и соседние с ним были куплены фельдмаршалом Б. Х. Минихом и перестроены в один дворец. На углу 11-й линии в это время находился сахарный завод купца Каванаха. В 1796-1798 гг. арх. Ф. И. Волков капитально перестроил все здания, объединив одним фасадом целый квартал. Дом предназначался для Корпуса Чужестранных Единоверцев, где обучались греческие и другие православные юноши. Корпус был основан Екатериной II по инициативе графа А. Г. Орлова. Директором Корпуса являлся действительный статский советник А. И. Мусин-Пушкин.
В 1715 г. Петр I создал Морскую академию, на основе которой в 1752 г. возник Морской Шляхетский Корпус (позже - Кадетский). В 1796 г. Павел I одним из первых своих указов перевел Морской Корпус из Кронштадта на ВО в бывший "Минихов" дом. (добавил Mary)
Центр главного фасада, решенного в формах строгого классицизма, подчеркивает ионический портик из десяти колонн. Боковые башни-павильоны увенчаны плоскими куполами. Деревянная башня в центре, сооруженная в начале XIX в, предназначалась для астрономических наблюдений.
В 1734-1737 гг. образцовый дом и соседнее владение Матвеева в результате реконструкции по проекту арх. Жирара стали единым зданием (дворец Б. Х. Миниха). (Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Васильевский остров/ Адм. СПб. Ком. по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; под ред. (и сост.)Б.М. Кирикова. СПб.: Издат. дом «Коло», 2008.) (Памятники архитектуры Ленинграда. Изд.4-е перераб. Л., Стройиздат, Ленинградское отделение, 1975. - с.286-289).
Барочный фасад каменного 2-х этажного дома на углу наб. Невы и 12-й линии ВО украшали «фигурные столярные карнизы». «…на возвышении в роде фронтона, красовались четыре деревянные статуи, а по обеим сторонам возвышения, были деревянные же трофеи, расположенные в виде двух полукругов...» (Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет Ф. Веселаго С.- Петербург 1852 г. Типография морского кадетского корпуса, c.119-120).
В 1753 г. бывшее владение Б. Х. Миниха и смежный с ним дом Барятинского передали для размещения Морского шляхетного кадетского корпуса. Строительные работы по приспособлению здания к ученому заведению были выполнены к 1755 г. 1771 г. - пожар. Были уничтожены деревянные строения и повреждены каменные здания. Морской корпус был переведен в Кронштадт во дворец Меншикова (Итальянский дворец). Впоследствии в зданиях выполнили ремонт, разместили аптеку и типографию. (Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Васильевский остров/ Адм. СПб. Ком. по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; под ред. (и сост.) Б.М. Кирикова. СПб.: Издат. дом «Коло», 2008., с.155) о чем свидетельствуют сохранившиеся планы из архива ВМФ (РГА ВМФ. Ф. 326, оп. 1, д. 10438; 10438; 10457; 10443; 10447; 10442; 10448). В 1790-х гг. в данном комплексе располагался корпус чужестранных единоверцев. Реконструкция по предположению профессора И. И. Малышева, проводилась по чертежам Я. И. Шнейдера (1746-1848 гг.). Согласно ей был возведен купол (предположительно над церковным пространством), совершена надстройка этажей, каменных открытых галерей и домов (Морское наследие. №2(2), 2012. Морской корпус: загадка «света и тени». И. И. Малышев, с. 28-34)
1797 г. - Осуществлено строительство пекарни, жилого флигеля для офицеров, а также Столового зала (арх. Л. Руска (1758-1822)) (Веселаго с.167) Он располагался на втором этаже и поддерживался кирпичными опорными колоннами. На первом этаже размещалась кухня, из которой подъемником доставлялась еда в Зал. Над тремя парадными входами располагались хоры, поддерживаемые изящными металлическими колоннами. (Антонов В.В., Грибовский В.Ю., Лобов В.С. Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознаменное ордена Ушакова училище им. М.В. Фрунзе с.147) 1816 г. - в здании один за другим произошли 2 пожара. В связи с этим сгорели половина церкви и часть помещений, располагавшихся около нее. 1817-1825 г. - построены два флигеля, «все здание исправлено и покрыто вместо черепицы железом, отделаны церковь и конференц-зал, заведена мебель и другие вещи» (Веселаго 180)
В 1825-1852 гг. в здании были произведены значительные изменения, как фасадной части, так и внутренних помещений. На месте парадных ворот построена лестница. Проведен ремонт в церкви и «ротах», устроена новая кухня, заменены оконные рамы. (Веселаго 187) (прил. 1, рис. 9) В 1832 г. над колоннадой в центре здания по предложению профессора С. И. Зеленого соорудили вращающуюся цилиндрическую надстройку для астрономических обсерваций. Позднее в ней разместили сигнально-наблюдательный пост. Корабельная мачта сначала играла декоративную роль, затем стала использоваться для подъема флажных сигналов. В 1833–1834 гг. анфиладная система комнат была заменена на коридорную с двусторонней ориентацией; холодные галереи перестроены в теплые; в «ротах» построены санузлы; в лазарете увеличена высота потолка (Веселаго 199).
«Куплены 2 дома: деревянный (Башутского) на Большом пр., между 13 и 14 линиями, и каменный Адмирала Фон-Дезина…». Первый из них восстановлен после пожара, второй небольшой двухэтажный в процессе реконструкции стал большим трехэтажным, с подвалами. Двор данного дома был застроен казармами для размещения «нижних чинов». «Кроме этого в отдельном корпусном доме по 13-ой линии, между набережной и большим проспектом, построены также для нижних чинов каменные трехэтажные казармы». (Веселаго, с. 200) В 1843 г. на пересечении библиотечного, медицинского, и двух классных коридоров был построен круглый Компасный зал, перекрытый куполом (верхний свет) (Антонов В.В., Грибовский В.Ю., Лобов В.С. Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознаменное ордена Ушакова училище им. М.В. Фрунзе с.147)
В 1827-1842 гг. в Морском корпусе С.-Петербурга по приказу адмирала И.Ф. Крузенштерна (директора корпуса) был создан музей. Первые экспонаты: засушенные растения, чучела животных, элементы национальной одежды, предметы домашней утвари, местное оружие, и т.д. Основное украшение - коллекция моделей кораблей учебной эскадры, выполненные курсантами. «Музей занимал значительную площадь. …залы тянулись анфиладой комнат от Конференц-зала до Столового зала Морского корпуса. В те времена он являлся своеобразной учебной лабораторией, где воспитанники изучали пароходную механику, мореходную астрономию и др. морские науки. Музей просуществовал до начала ХХ в. 1919 г. » (Аврора. Литературно-художественный и общественно-политический журнал. «Музей истории Морского корпуса Петра Великого – хранилище вековой славы Российского флота»№6, 2010. О. Харченко с.222) В 1938 г. Столовый зал Морского корпуса в С.-Петерурге был перестроен по проекту арх. Д.П. Бурышкина в Зал Революции за счет сокращения площадей музея и был выстроен новый вестибюль, а также сооружена лестница. (Антонов В.В., Грибовский В.Ю., Лобов В.С. Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознаменное ордена Ушакова училище им. М.В. Фрунзе.)
Все документы были переданы докт. военных наук, профессором Иваном Ивановичем Малышевым. (добавил
Церковь во имя свт. Павла Исповедника Когда корпус был переведен из Кронштадта в Петербург, В левой части здания, под плоским куполом, в зале верхнего этажа, оформленного по проекту Л. Руска, в 1797 г., была освящена церковь во имя свт. Павла Исповедника. Своды были расписаны будущим зодчим А. Н. Воронихиным. Запрестольный образ и две иконы написаны Е. В. Мошковым.
Капитальный ремонт церкви, начатый в середине XIX в. по проекту корпусного арх. П. Е. Антипова, закончился в 1893 г. В 1913 г. в храме поместили витраж "Спаситель укрощает бурю на море".
В храме хранились различные святыни, привезенные моряками - выпускниками корпуса из разных стран, в том числе из Палестины и Иерусалима. Собирались реликвии, относящиеся к истории Корпуса и военного флота России. С 1854 г. на стенах церкви стали устанавливать доски черного мрамора (к 1900 г. 17 досок) с именами убитых в сражениях питомцев Корпуса, а с 1892 г. мраморные доски серого цвета (к 1900 г. 9 досок) с именами моряков, погибших при кораблекрушениях и при исполнении своих обязанностей. В помещении церкви находились на хранении и знамена Морского Корпуса.
(добавил - Наталия, по материалам [
В 1840-е, 1890-е гг. в здании произведены большие переделки, сказавшиеся на внутренней планировке и отделке помещений. В 1930-е гг. ряд парадных помещений получил новое архитектурное оформление. Это коснулось зала Революции, перекрытого плоским подвесным потолком, картинной галереи.
У Невы расположен бронзовый памятник мореплавателю И. Ф. Крузенштерну
В этом доме жили: 1880-е - 1896 архитектор Н. А. Антипов (А. Г. Шкларевич Строительный адрес-календарь на 1881. С-Петербург 1881 С. 1-48; А. Англин Первая столичная адресная книга С-Петербуг. 1886 Архитекторы и техники С. 51; В. С. Тяпин Строительный адрес-календарь на 1890. С-Петербургское общество архитекторов 1890. 2-я часть С. 1-23; Адресная книга г. С-Петербурга на 1892. ч. II. С. 9, на 1893.. С. 17, ВПб на 1894. O. III. C. 10, на 1896. С. 12) Николай Андреевич Антипов(1827 Рига - после 1896); АХ (1853). 1891 - 1902, 1907 - 1909 военный инженер подполковник М. Ф. Ланге (Адресная книга г. С-Петербурга на 1892 г. ч. II. С. 107, на 1893. С. 158; ВПб на 1894. O. III. C. 129, на 1895. C. 126, на 1896. С. 176, на 1897. С. 225, на 1898. С. 299, на 1899. С. 300, на 1900. С. 325, на 1901. С. на 1902. С. 352, на 1908. С. 410, на 1909. С. 439) (добавил
Выпускниками Кадетского корпуса были адмиралы - П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, а также композитор Н. А. Римский-Корсаков. Ранее в столовом зале Корпуса находились портреты воспитанников, удостоенных ордена Св. Георгия. Не портреты, а мраморные доски с именами выпускников - георгиевских кавалеров. (
С 1926 г. Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. (иллюстрации - Mary)
Навигацкая школа (1701-1715). Москва 1 октября 1715 г. в Чсанкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создается Морская академия, или Академия морской гвардии 15 декабря 1752 г. Навигацкая школа и Гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетский корпус С 1802 г. слово "шляхетский" исключили из названия учебного заведения. Морской кадетский корпус (1802-1867) 2 июня 1867 г. Морской кадетский корпус переименовали в Морское училище (1867-1891) В 1891 г. Морское училище вновь переименовали в Морской кадетский корпус (1891-1906) Морской корпус (1906-1916) Морской училище (1916-1918) Курсы командного состава флота (1918-1919) Училище командного состава флота (1919-1922) Военно-морское училище (1922-1926) Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе (1926-1939) Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознаменное училище имени М.В. Фрунзе (1939-1998) Постановлением Правительства Российской Федерации № 1009 от 29 августа 1998 г. и директивой Генерального штаба ВС РФ № 314/5/0478 от 16 июня 1998 г. был сформирован Военно-морской институт на базе объединенных Высшего военно-морского ордена Ленина Кразнознаменного ордена Ушакова училища им. М.В. Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола. Директивой Главного штаба ВМФ № 730/1/1096 от 24 июня 1999 г. институт был переименован в Санкт-Петербургский военно-морской институт - Морской корпус Петра Великого По материалам ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" - коллективная монография "... БЫТЬ... МОРЕХОДНЫХ ХИТРОСТНО НАУК УЧЕНИЮ". (добавил
К сроку 1 мая 1900 г. поступило на конкурс по убранству столовой и фасада Морского корпуса всего два проекта: один под девизом «Ура», а другой под девизом «Цапушка»! Рассмотрев представленные два проекта, жюри, присудило первую премию проекту под девизом «Ура», принадлежащему Гражд. Инж. А. К. Монтагу, а вторую - под девизом «Цапушка», автором которого оказался художник Н. Н. Рубцов. («Строитель», 1900, № 9-10, стб. 373, добавил
6-го ноября открыт адмиралу И. Ф. Крузенштерну, поставленный на Васильевском острове, против Морского корпуса, который, по почину покойного адмирала, в бытность его директором, подвергся многим изменениям. Адмирал Крузенштерн изображён с непокрытой головой, в морском мундире того времени (фрак при кортике) спокойно стоящим со скрещенными на груди руками: в левой он держит свернутую в трубку морскую карту. На передней части постамента, исполненного по рисунку профессора И. А. Монигетти, изображён герб покойного и надпись: "Первому русскому плавателю вокруг света, Ивану Федоровичу Крузенштерну, от почитателей его заслуг". Памятник обращён фасом к Морскому корпусу и окружен простой, но красивой оградой. Судя по статуе покойного адмирала, он был высокого роста, сухощавого телосложения, с оригинальной, характерной головой, изящно вылепленной художником; но, в общем, статуя производит на зрителя не вполне удовлетворительное впечатление. По нашему мнению, причиной тому сухость, однообразность линий. Рукам следовало бы дать другое положение: фигура получила бы законченное выражение, а свёрток морской карты - славный труд покойного, не оказался бы скрытым под другого рукою. В техническом отношении, формы некоторых частей тела не обозначены необходимо образующимися складками в одежде, что сообщает фигуре некоторую безжизненность. Памятник Крузенштерну сочинён и выполнен академиком И. Н. Шредером. Лет 14 тому назад он был скульптором-любителем, пока не выполнил, по рисункам г. Микешина, модель памятника 1000-летия России и затем в колоссальную величину несколько групп, изображающих эпохи Российской истории. По окончании работы, он не увлекся и, сознав необходимость учиться серьезно, уехал за границу, где постоянным трудом развил талант свой. Особенно хороши его бюсты, бывшие на всероссийской мануфактурной выставке в Москве, в Севастопольском отделе; также хорош его памятник адмиралу Бенингсену в Кронштадте. («Зодчий», 1873, Вып. 10-11, С. 126., добавил
![]() ![]() Добавил: Shuba, 23 Января 2008, 19:31
Редактировано: 30 Апреля 2024, 02:23
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house280.html' target='_blank'>Морской Кадетский корпус на Citywalls.ru</a>
Всего 71 комментарий
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4170
Посетители
Участников: 4
Гостей: 1243
Зарегистрировано: 14594
Всего сегодня: 4722
|
Ладно, поехали дальше. Хотя многие авторы считали, что План Петербурга Оттенса - единственный, на котором изображён дом Кикина, этого в принципе не может быть.
План СПб 1715 г.
Знаменитый дворец Апраксина ещё не построен, а на его участке тоже некие клоповники. Ведь Адмиралтейская сторона в принципе застраивалась после Петербургской и Васильевской.
А где же имение Кикина? Да вот же оно! Х-мммм...
План СПб 1716 г.
В легенде плана под № 20 написано по-немецки "Hotels der Admirale und Befelshaber der Admiralitaet ", что можно перевести, как Палаты адмирала и командующего Адмиралтейством. Надо понимать, вторые от угла.
План СПб Хоммана 1720 г.
Вот же ж немцам - их лютеранская кирха дороже, чем подписать и дом Апраксина, и Морскую академию. Но всё же вот они - нарисованы.
Ясное дело, что всё это не аэрофотосъёмки, а крайне схематичные изображения. Тем не менее, понятно, что постройки дворов Апраксина и Кикина не прижимались к берегу Невы вплотную. Просмотрев ещё несколько планов 1720-х гг., можно убедиться, что на них (на крайнем западном участке) присутствует некое здание, выходящее главным фасадом не на Неву, а именно на Адмиралтейство и Главный штаб. Но чьё оно, кому принадлежало - вопрос.
Рисунок Марселиуса, если что, то вот (https://pastvu.com/p/636172). Фрагмент его вот (https://pastvu.com/p/783968)
Коллеги из Паству взяли изображение из книги: Игорь Грабарь [и др.]. История русского искусства. Т. 3: Архитектура : [Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке]. - М.[1912] , с. 15
Ну, я ж по тошноте душевной полезла в эту книгу (https://www.prlib.ru/item/335280). Иллюстрация действительно подписана "Палаты Кикина". Хотя я на рисунке вижу несколько зданий. Грабарь свои сведения черпал из разных источников, опять же разной степени надёжности, о чём он и сообщает. Данная иллюстрация - со стр. 15. Буквально через несколько страниц он описывает, как выглядели постройки "кикинской поры" на Адмиралтейской стороне. А датированы палаты (по Грабарю) 1711 г., и там дворца ещё в принципе не могло быть.
Рисунок Марселиуса датируется 1725 г. Лично я вижу большой дворец Апраксина в правой части рисунка, хотя он и во второй линии. А что из изображённого палаты Кикина?
Конечно, есть и другие гравюры, где изображена Дворцовая набережная. Но тот же Грабарь пишет, что, например, Зубов часто изображал не то, что было, а что только проектировалось, и неизвестно, было ли реально построено.
Вот описание дворца Апраксина (https://arhitekto.ru/txt/6ross17.shtml). Упомянуты там и палаты Кикина:
"Рядом с домом Апраксина в 1707 г. был построен каменный дом адмиралтейств-советника А. В. Кикина. Позже в нем размещалась Морская академия. Согласно рисунку Марселиуса, это было трехэтажное строение, с двумя входами, высокой крышей, 5 круглыми люкарнами. К сожалению, здание не сохранилось до наших дней, когда в 1732 г. архитектор Расстрелли разобрал его в процессе возведения Зимнего дворца".
Тут вообще 1707 г.
Ну, и?! "Сам себя спрашиваю, не дурак ли я?!" Блынц! Блынц! Блынц!
Хорошо, смотрим, что там про 3-й Зимний дворец Аннушки нашей Иоанновны (https://arhitekto.ru/txt/6ross20.shtml): "В комплекс нового дворца вошли, кроме дома Апраксина, также располагавшиеся по соседству дома Рагузинского и Ягужинского".
Тут ещё и Рагузинского с Ягужинским подвинули. Великие были люди! Ну, и Морскую академию выперли в дом Долгорукова на "Васильевском острову, как пишет Веселаго.
План Санкт-Петербурга 1736 г.
В общем, всё это представленное, да и простая логика, заставляют поверить Феодосию Фёдоровичу Веселаго, хотя он и издал историю Морского корпуса через 137 лет после того, как кикинские хоромы заняла Морская академия, и через 134 года после того, как самого Кикина отправили на тот свет.
Однако же Веселаго пользовался богатейшей библиотекой Морского корпуса, документами, созданными ещё самим Петром и при нём его сподвижниками, а также другими старинными свидетельствами истории, которые могли до нас и не дожить. С тех пор, как он издал эту историю, прошло ещё 170 лет...
Да что там говорить. И сегодня не все догадываются, что многое по военно-морской истории (в т. ч. и в градостроительном отношении) можно раздобыть в РГА ВМФ.
Так что выше размещённые два "сарайчика" - это и есть строения Кикиного двора. Ну, накиньте к ним ещё рупь с копейками - несколько мазанок, и получите представление о том, как выглядела Морская академия на заре своего существования в Санкт-Петербурге.
Всё на сегодня. 😗