Публикация
Финляндский железнодорожный мостНева р., 6
Финляндский железнодорожный мост Пам. арх. (регион.) 1910-1913 - инж. Белелюбский Н. А., Кривошеин Г. Г., арх. Апышков В. П. ([ 1983-1987 - арх. Русин О. Ю. - мост-дублер
Финляндский железнодорожный мост через Большую Неву соединяет правобережную и левобережную части Невского района в створе Гранитной и Фаянсовых улиц. Он был построен для соединения Финляндской дороги с другими дорогами страны, является частью окружной железной дороги. Сооружен по проекту инженеров Н. А. Белелюбского, Г. Г. Кривошеина и архитектора В. П. Апышкова в 1910-1912 гг.
Мост решен по типу "с ездой понизу" - его проезжая часть подвешена к арочным фермам. Длина русловой части моста - 513,5 м, общая длина эстакады - 611 м. Металлический мост состоит из пяти пролетов. Центральный - двукрылый, разводной, боковые - арочные фермы "с ездой понизу". Мост значительно возвышается над берегами. Левобережный проезд к мосту проходит по железобетонной многопролетной эстакаде, построенной в 1911-1913 гг. по проекту фирмы "Христиани" (Дания). Руководил строительством профессор Г. П. Передерий. Участок пути проходит мимо заводских корпусов, где было тяжело выделить землю, поэтому оказалось выгодным сооружение эстакады, а не земляной насыпи. Эстакада - одно из крупнейших железобетонных сооружений, возведенных в России до 1917 г. Она состоит из цепи отдельностоящих рам с консолями, соединенных подвесными балками, что являлось новаторским техническим приемом.
Ажурные конструкции моста отличаются легкостью и пропорциональностью форм. Длина центрального разводного пролета составляет почти 45 м под каждый железнодорожный путь. Вес конструкции - 119 т, два противовеса - 203 т.
В 1983-1987 гг. проводилась реконструкция Финляндского моста. По проекту О. Ю. Русина рядом с Финляндским железнодорожным мостом, чуть выше по течению, возвели мост-дублер, точную копию. Движение по старому мосту закрыли в 1988 г. из-за серьезный коррозийных повреждений, но работы не начинались еще очень долго. В 1994 г. на нем были демонтированы разводной пролет и механизм разводного пролета. При pеконструкции были расширены устои опoры, с низовой стороны установлены дополнительные фермы и разводной пролет прежних габаритов.
Реконструкция моста проводилась по проекту, разработанному в институте "Ленгипротрансмост" группой инженеров: А.К. Васиным, К. Е. Палицыным, О. Ю. Русиным, Н. Д. Шиповым, В. П. Курцевым и арх. Ю. Ю. Синицыным.
В 2002 - 2003 гг. в связи со строительством Ладожского вокзала был произведен капитальный ремонт старого моста. В ходе ремонта были смонтированы разводной пролет и разводной механизм, отремонтированы башни, заменена проезжая часть. Также была капитально отремонтирована и прилегающая к мосту эстакада, была произведена полная замена 43 опор и 42 пролетов. На месте старого разводного пролета построили новую подъемную платформу с 40-метровыми башнями.
(От Царскосельской до Октябрьской. Альбом. Изд. 2-е, исар. и дополн.- Спб.: Лики России, 2007 Страницы истории железнодорожного транспорта России. Сборник трудов - Спб.: Центральный музей железнодорожного транспорта России, 2004, [
В 1913 г. построена железобетонная эстакада в Ленинграде на Финляндской соединительной ветви по проекту датской фирмы Христиани. Эстакада имеет высоту от 2,94 до 3,83 саж. над поверхностью улицы и длину 286 саж. Построена она под один путь и расчитана на движение поезда по нормам 1907 года со 100-тонными паровозами. По системе сооружение относится к рамным конструкциям; оно состоит из цепи отдельно стоящих рам с консолями, звенья которой соединены свободными балками, опирающимися на консоли рам. Расстояния между опорами по фасаду равны 13,8 м; свободная балка имеет длину 9,0 м, одна опора ее неподвижна, другая подвижна, что и создает поперечные разрезы сооружения через каждые 27,6 м длины для свободного сокращения и удлинения под влиянием перемен температуры. Длина консолей 2,4 м; пролет свободной балки выбран так, чтобы момент для нее в средине был такой же, как момент в раме по средине пролета. Ширина баластного корыта в свету равна 3,4 м; тротуары по 75 см, все расстояние между перилами равно (по габариту) 4,908 м; тротуары расположены на весу. Проезжая часть поддерживается двумя балками, входящими в состав рам или свободных пролетных строений. Эти балки находятся в вертикальных плоскостях и расположены в расстоянии 2,4 м ось от оси. Для боковой устойчивости эстакады опоры разведены в стороны настолько, что по обрезу фундамента центры их отстоят на расстоянии от 3,88 м до 4,85 м в зависимости от высоты. От полотна до точки перелома каждая поперечная пара опор соединена сплошной вертикальной стенкой высотою около 3,0 м при толщине около 20 см, имеющей по нижнему краю горизонтальную полку шириной 60 см. Боковой трапецеидальный профиль опорных стоек переходит при помощи больших закруглений в пролетные балки, высотою 1,56 м при толщине 50 см; для поперечной связи в каждом пролете помещено по три поперечные балки, высотою 90 см при толщине 20 см. Плита проезжей части имеет толщину 20-32 см, меняющуюся вследствие устройства по ней поперечных и продольных скатов в 0,02 для отвода воды; в качестве изоляции применен асфальтовый слой; вода собирается в определенные точки, откуда отводится при помощи труб. Баластный слой имеет толщину от 43 до 55 см, считая до подошвы рельса. Устройство опорных пунктов свободной балки и консолей представляет значительный интерес. Здесь применена клепаная железная коробка. Коробка состоит из двух щековых вертикальных листов 730х340х7 мм, поставленных на взаимном расстоянии 420 мм; между ними при помощи уголков вклепана наклонная диафрагма 450х410х10 мм, усиленная вверху в средине ее ширины 4 уголками; на диафрагму с уголками опирается плита 410 х200 х20 мм, в которой при помощи гаек укреплены концы стержней нижней арматуры свободной балки в количестве 10 штук d=1⅟₄". Таким образом вертикальное давление балок передается стенкам коробки. От стенок при помощи трех вертикальных нижних диафрагм давление передается верхней подушке (плите) толщиною 25 мм и площадью 50х34 см. Затем давление передается на нижнюю подушку - плиту, размерами 45х34 см при толщине 25 мм. Шарнирность опоры достигается тем, что между подушками расположена стальная опорная полоса сечением 80х40 мм, прикрепленная потайными заклепками к нижней плите. Опорная полоса охвачена с боков предохранительными планками сечения 50х20 мм, прикрепленными к верхней плите заклепками. В подвижной опоре между тремя планками оставляется зазор в 30 мм, в неподвижной опоре этого зазора не дано. Для удержания балок от поперечных перемещений на каждой опоре к верхней плите прикреплена с одной стороны продольная планка 50х20 мм. Уголки, примененные здесь, имеют сечение 65х65х7 мм. Стойки рам на уровне поверхности грунта заделаны в железобетонные фундаменты, общие под каждую поперечную пару стоек; фундаменты рас¬ положены на свайном основании (сваи деревянные).
(проф. Г. П. Передерий Курс железобетонных мостов. Изд. четвертое. Москва-Ленинград Государственное издательство 1930 С. 104-108)
Финляндский железнодорожный мост с эстакадами - региональный памятник.
![]() ![]() Добавил: Наталия, 25 Декабря 2013, 21:03
Редактировано: 24 Апреля 2025, 00:56
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house24505.html' target='_blank'>Финляндский железнодорожный мост на Citywalls.ru</a>
Всего 26 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32491
Готовится: 80
Улицы: 2717
Архитекторы: 4169
Посетители
Участников: 8
Гостей: 1172
Зарегистрировано: 14593
Всего сегодня: 4560
|
А вот и сама ж.д. ветка на Воскресенской набережнойhttps://pastvu.com/p/862501