Публикация
Дом Лыткиных - Дом дирекции императорских театровДом Лыткиных - Дом дирекции императорских театров наб. р. Фонтанки,51-53 1835 - арх. Реймерс Карл Иванович ([
см.
* Изображение, составленное из трех фотографий Л.Г.Андреевского (?) 1926 г. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3465 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3464 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3463 ф) ** Вид навеса парадного входа дома № 51-53 по набережной Фонтанки ( бывший дом Лыткиных, Дирекции императорских театров, архитектор И.В.Вольф, 1885)
ВПг на 1917 дает следующие сведения: Фонтанка, 51 - Дирекции имп. театров, Фонтанка, 53 - кн. Оболенского-Нелединского-Мелецкого Сергея Платоновича и кн. Владимира Платоновича Оболенского (О. IV. Стб. 408). Братьям принадлежало много домов в Пб., в т.ч. дд. 57 и 59 на Каменноостровском. Сергей жил на Мытнинской наб.. 3, Владимир - на Галерной, 61 (
Документов по дому 51, принадлежавшему Дирекции имп. театров, электронный каталог Архивного комитета не показывает, а по дому 53 документы есть, некоторые с довольно странными заголовками О разрешении на постройку дома и лавок во дворе графа Апраксина по наб.р.Фонтанки,53 Начальный год:1882. Конечный год:1882 ЦГИА СПб. Фонд 256. Опись 10. Дело 23 Чертежи дома А. Ф. Лыткиной по наб.р.Фонтанки, 47 (наб.р.Фонтанки, 53) Начальный год:1889. Конечный год:1898 ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 5630 Дло по ходатайству К. Папксен (так) о разрешении устроить мастерскую для приготовления мыл в доме N 53 по Фонтанке Начальный год:1916. Конечный год:1916 ЦГИА СПб. Фонд 569. Опись 15. Дело 1944 Прошение К. Я. Панксей (так) о строительных работах по набережной реки Фонтанки дом N 53 Начальный год:1916. Конечный год:1916 ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 139. Дело 60 Сдаточная опись документов ЖАКТа по наб.р.Фонтанки, 53 за 1898-1921 гг. Начальный год:1898. Конечный год:1916 ЦГИА СПб. Фонд 1026. Опись 2. Дело 35 (добавил В списке выявленных ОКН и в [ В списке:конец XVIII - начало XIX в., автор не установлен; 1885, изменение фасадов, арх. И.В.Вольф (надстроен). В ([ Как же эти две версии соотносятся друг с другом? Может быть, правильна только одна из них? Или они дополняют друг друга? Понять это можно из дела: ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9933 В 1835 г. для купца Лыткина был составлен проект нового большого доходного дома. Замечу, что композиция фасада с выделением центральной части именно в нынешнем месте могла появиться только после расширения здания. Не говоря уж о том, что и сам характер архитектуры свойственен именно ампиру 1830-х гг. Таким образом, сведения списка о том, что существующее здание построено на рубеже XVIII и XIX вв., ошибочны. Но совсем уже удивительно упоминание об изменении фасада И. В. Вольфом в 1885 г. Достаточно сравнить существующий фасад с проектом, чтобы понять, что никаких радикальных изменений не было. Но что же на самом деле сделал здесь Вольф? По данным дела, этот архитектор в 1885 г. выполнил некоторые переделки, преимущественно в дворовых флигелях (см. подписанный Вольфом Это всё! Как можно расценивать эту работу как "изменение фасада"! (Могу допустить, что И. В. Вольф составил проект изменения фасада, отсутствующий в деле. Но если и так, то проект не реализован). И еще один момент. Когда дом был надстроен? Вот две фотографии -
В этом доме жили: 1899 - 1903 писатель П. Д. Боборыкин (ВПб на 1900. O. III. C. 59, на 1901. С. 57, на 1902. С. 61, на 1903. С. 65) 1914 - 1940 артист Александринского театра Б. А. Горин-Горяинов (ВПг на 1916. O. III. C. 173, на 1917. С. 176, ВЛд на 1924. O. X. C. 69, на 1925. С. 101, на 1926. С. 192, на 1927. С. 115, на 1928. С. 142, на 1929. С. 155, на 1930. С. 132, на 1931. С. 116, на 1933. С. 108, на 1934. С. 100, на 1935. С. 101; список абонентов ЛГТС на 1937 г. С.46, на 1940 г. С.53) 1900 - 1909 архитектор Э. И. Жибер (ВПб на 1901. O. III. C. 202, на 1902. С. 226, на 1903. С. 236, на 1904. С. 232, на 1905. С. 230, на 1906. С. 238, на 1907. С. 250, на 1908. С. 267, на 1909. С. 278) Эрнест Иванович Жибер (06. 01. 1824. Париж (Франция) - 17. 02. 1909. С-Петербург), кладбище Смоленское лютеранское; АХ (1849), академик архитектуры 1850, профессор архитектуры 1859. 1844 - 1856 юрист А. Ф. Кони (В. И. Сашонко А. Ф. Кони в Петербурге - Петрограде - Ленинграде Лениздат Ленинград 1988) 1880-е - 1890 архитектор Р. Р. Марфельд (В. С. Тяпин Строительный адрес-календарь на 1890 г. С-Петербургское общество архитекторов С-Пб 1890 С.1-23 кв.48) Роберт Робертович Марфельд (01.11.1852. Кронштадт - 1921 Петроград; академик архитектуры 1887. 1891 - 1897 балетмейстер М. И. Петипа (Адресная книга города С-Петербурга на 1892 г., ч. II. С.149, на 1893 г. С.215, на 1894 г. С.288, ВПб на 1895. O.III. C.173, на 1896. С.242, на 1897. С.307) 1911 - 1913 писатель В. Г. Ян (Янчевецкий) (ВПб на 1912.O.III.C.1060, на 1913.С.746) В 1990 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска (арх. Т. Н Милорадович) с ошибочными датами в тексте: "В этом доме с 1909 по 1912 год жил и работал писатель Василий Григорьевич Ян". В 1908 - 1911 гг. он жил ул. Ивановская (Социалистическая) 7, а работал в редакциях журнала "Ученик" и газеты "Россия". (добавил
1928: "Кюльвая", эстонское изд-во - наб. Фонтанки, 53 ([ 1973: Стирка белья. (Батенинский банно-прачечный комбинат) Пункты приема белья Куйбышевский район:№ 221 - наб. р. Фонтанки, 51 ([ 2009: Rinaldi Art" / "Ринальди Арт" мини-отель сети "B&B Rinaldi" - реки Фонтанки наб., 51/53, оф.21 ООО "Петр Великий" - реки Фонтанки наб., 51/53 Эривань" ресторан - реки Фонтанки наб., 51 ЧП Адвокатская консультация N32 Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов - реки Фонтанки наб., 51/5 Общежитие киновидеотехнического колледжа -реки Фонтанки наб., 51/53 Примечание: Студенческое, коридорного типа; охрана ООО "Антонио-Хаус" хостел ООО "Рея" - реки Фонтанки наб., 53 Класс гостиницы: * Ассоциация российских религиозных писателей и философов - реки Фонтанки наб., 53 (TopPlan2009) (
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (2127) ![]() ![]() Добавил: Blackadder, 28 Октября 2008, 12:56
Редактировано: 25 Апреля 2023, 17:57
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2304.html' target='_blank'>Дом Лыткиных - Дом дирекции императорских театров на Citywalls.ru</a>
Всего 48 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4170
Посетители
Участников: 5
Гостей: 1054
Зарегистрировано: 14594
Всего сегодня: 7522
|
В конце 1740-х годов, как показывает план Трускотта, отдельного участка, на котором стоял бы обсуждаемый дом, не существовало. На огромном участке, принадлежавшем графу Михаилу Илларионовичу Воронцову, родственнику Елизаветы Петровны, в 1749 году только начинали возводить по проекту Растрелли каменный дом. За ним должен был тянуться парк, который у самой Фонтанки завершался большим, во всю ширину участка, прудом, образованном из протоки. С востока (условно) участок был ограничен переулком, тянувшимся также от Садовой до Фонтанки.
В 1763 году Воронцов продал свой дворец в казну, к 1798 году, которым датирован план из "Сенатского атласа", Воронцовский дворец был уже резиденцией Мальтийского ордена. К этому времени узкая полоса земли между прудом и Фонтанкой, была застроена каменными домами. На плане показаны то ли два, то ли три участка, во всяком случае, номера стоят на двух из них. Переулка, идущего от Фонтанки к Садовой уже нет, только короткий проулок, длиной с нынешний, ведет в усадьбу, к нему примыкает участок, вытянутый по Фонтанке, но очень узкий. Каменные строения, на нем показанные, на вид имеют те же очертания, что и на плане 1830 года (фото 2).
Номер 77, который стоит на участке, был действителен до 1798 года, с 1798-го до 1804 года номер у него был 71, а в 1804 году при очередной перенумерации он получил номер 59. Отпечатанная в 1804 году "Табель, означающая полупроцентный сбор в доход городу" показывает, что участок тогда был собственностью "ювелира Гезеля, жены Клементины Ивановой". Полупроцентный сбор, 400 рублей, соответствовал оценке участка с каменными домами - 80 тысяч рублей (СПб., 1804. С. 29).
Выясняется, однако, что сведения эти не совсем точны, Клементина Ивановна Гезель, точнее Гзель, умерла еще в 1796 году, то есть составители, вероятно, потеряли в этой записи слово "наследников". В 1912 году на Смоленском евангелическом кладбище еще сохранялось надгробие над ее могилой, из текста на котором следовало, что Климентина Гзель, рожденная Массимини, родилась в Риме, умерла 23 февраля 1796 года 34 лет отроду, а памятник на ее могиле поставил Карл Гзель (В.И. Саитов. Петербургский некрополь. СПб., 1912. - Т. 1. С. 593).
В адресной книге 1809 года среди петербургских домовладельцев упоминается Гезель, ювелир, владелец дома № 59 в III Адмиралтейской части, на Фонтанке ([123]. C. 36), но в разделе, где даны адреса ремесленников, его нет.
Ювелирные работы Карла Гзеля (Гезеля) есть в собрании Золотой кладовой Эрмитажа, они упоминаются в нескольких публикациях Л.К. Кузнецовой, но ничего из них, к сожалению, не нашлось в сети (например,
Л.К. Кузнецова. Петербургский ювелир Карл Гзель (Гезель) // Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников XII коллоквиума (3-10 апреля 2003 года).- СПб: Изд-во ГЭ, 2003. С. 67-70).
Единственное, что удалось найти в связи с Карлом Гзелем, кроме надписи на могиле его жены, это упоминание, вероятно, их сына, капитана Александра Карловича Гзеля в списке кавалеров ордена св. Георгия IV степени, он был награжден 3 декабря 1834 года.
Возможно, в публикациях Л.К. Кузнецовой и есть годы жизни Карла Гзеля, но пока мы об этом ничего не знаем.
Между 1809 и 1822 годом владелицей дома стала купчиха Авдотья Жданова.
Из сведений о купчей, обнаруженных fktrctq, мы узнаем имя Ждановой - Авдотья, и время, когда она свое домовладение продала - сентябрь 1834 года. Да, она показана владелицей участка в издании 1822 года ([121]. С. 20), в справочнике С. Аллера "Руководство к отыскиванию жилищ в С.-Петербурге" 1824 года нет указаний, что владелец участка переменился. На приведенном фрагменте генерального плана участка нет указаний, кому он в тот момент принадлежал - https://www.citywalls.ru/photo464704.html