Публикация
Троицкий мост
Фото - Троицкий мост р. Нева, от Дворцовой наб. к Троицкой пл. Пам. (регион.) 1897-1903 - арх. Шаброль Вильброде и Патуйар Рене, инж. Флаше Артур, инж. Ландау (Ландо) Иван Августович строительное общество "Батиньоль" (Париж) воен. инж. Кривошеин Григорий Григорьевич - дамба у правого берега Невы
1965-1967 - инж. Степанов Г. М., арх. Синиций Ю. И. - реконструкция
2001-2003 - ЗАО "Институт "Стройпроект" - проектировщик инж. Т. Ю. Кузнецова, инж. Ю. Ю. Крылов, арх. Кузеванов О. А. - реконструкция
Стоящий прежде на этом месте наплавной мост, построенный в 1803 г., уже осенью 1892 г. перенесен ниже по течению, к Мраморному переулку. "Виды Петербурга. Новый временной Троицкий мост. […] Ввиду того, что городское управление с Высочайшего соизволения постановило заменить существовавший деревянный плашкоутный Троицкий мост через Неву - железным, означенный мост был разведен. Но для того, чтобы не лишить обывателей Петербургской стороны и Каменного острова прямого сообщения с центром города, было решено временно навести разведенный Троицкий мост в другом, ближайшем месте набережной Невы. Работы по сооружению замедлились вследствие того, что, за неимением места, пришлось мост удлинить и значительно сделать выше. (Журнал "Нива", 1893, №14 (3 апреля), с. 334. 335; добавил
Закладка Троицкого моста в Петербурге происходила 12 августа [1897 г.] в присутствии президента французской республики г. Феликса Фора и Его Императорского Величества Государя Императора. Торжество закладки происходило в палатке, воздвигнутой в русском стиле по проекту проф. Архит. Л. Н. Бенуа. (Неделя строителя. 1897. № 34. С.184)
Составленные в Париже архитекторами Patanillard’ом и Chabrole’ем, рисунки художественной отделки моста подверглись некоторым изменениям со стороны представителей Императорской Академии Художеств, вследствие чего рисунки орнаментальных деталей перерабатываются в Париже и скоро поступят на вторичное рассмотрение художественной комиссии. Общая художественная отделка моста, включая сюда перила, устройство фонарей (по 2 штуки на каждом быке) и некоторых других архитектурных подробностей, - обойдется не менее 110,000 руб. Погонная сажень перил стоит около 180 руб. В эту сумму не входит стоимость 2 обелисков, исчисленная приблизительно в 25,000 руб. Их предположено поставить на левом берегу Невы – между дворцом Вел Кн. Константина Константиновича и домом светлейшего князя Салтыкова. Расход по их сооружению берет на себя городское управление. Фирма «Батиньоль» обратилась с ходатайством в Думу о разрешении произвести чугунную отливку перил и орнаментов в Париже, вследствие того, что новым пунктом условий, заключенных с фирмой, требовалось производить постройку моста исключительно из русских материалов. Ответ пока еще не получен. Для окраски моста выбран цвет мутно-зеленой волны. Постройку моста ведет французский инженер г. Ландо. Консультантом при фирме Батиньоль состоит проф. Н.А. Белелюбский. За производством работ наблюдает комиссия под председательством гласного городской думы ген.-лейт. А. И. Глуховского. В состав комиссии входят гласные думы: военные инженеры - полк. А.П. Веретенников, подполк. Н. А. Архангельский и горный инж. А. Г. Редько; представитель Мин. Внутр. Дел - гр. инж. Л.И. Новиков и инженеры путей сообщения: Ф. Г. Зброжек, Н. Б. Богуславский и проф. Л. Ф. Николаи. Вопросы художественно-архитектурного характера решаются представителями Императорской Академии Художеств: граф. И. И. Толстым, Г. И. Котовым и профессорами Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцевым и Р. А. Гедике. (К постройке Троицкого моста // Неделя строителя. 1901. № 49. С.373). (Добавил: "Постройка моста русскими рабочими и из русских материалов производилась строительным обществом "Батиньоль", при председателе Ю. Гуэне и администраторах Е. Фуке и Л. Галльяре. От общества "Батиньоль" состояли: строитель моста инженер А. Флаше, инженер-консультант инженер путей сообщения профессор тайн. сов. Н. А. Белелюбский, представитель общества инженер И. А. Ландау, производители работ: Е. Бонневе, Л.де-Лонги, М. Бернар и инженеры путей сообщения С. Н. Смирнов, В. П. Волков и Е. Д. Герценштейн. Постройка дамбы, съезда с нее и Троицкой набережной производилась сначала инженером путей сообщения А. А. Симоновым, а с 6 июля 1902 г. инженеръ-механнком Е. К. Кнорре." (С. 3). "Проект Троицкого моста был составлен архитекторами строительного общества Батиньоль гг. Шаброль и Патульяром (в Париже).<…> Проект дамбы Троицкого моста был составлен военным инженером капитаном Г. Г. Кривошеиным." (С. 7) "Проект набережных [от Троицкого до Сампсониевского моста (нынешние Петровская наб. и начало Петроградской наб.)] составлен инженерами путей сообщения В. А. Берсом и А. П. Пшеницким, проект канализации инженером путей сообщения А. П. Становым. Сметы ко всем проектам дамбы и набережных составлены военным инженером капитаном В. А. Сокольским." (С. 7). (Санкт-Петербургское городское общественное управление. Городская комиссия по постройке Троицкого моста. Альбом работ по постройке постоянного через р. Большую Неву Троицкого моста, дамбы и набережных между Кронверкским и Сампсониевским мостами. 1897 - 1903. С.-Петербург.; добавил:
[*] -Теперь мост проходит от Мраморного переулка к промежутку между основной частью Петропавловской крепости и Иоанновским равелином. Дальше дорога идет к вренменному мосту через Кронверкский пролив. На этом месте наплавной мост оставался до окончания строительства постоянного моста. [**] - В.М. Ковальчук, А.Н. Чистиков. Ленинград в годы Великой Отечественной войны: Очерки. Документы. Фотографии. СПб., 2005. С.68.
Решение Городской думы о постройке третьего по счету постоянного моста через Неву было принято еще 9 октября 1891 г., но для воплощения этого решения в действительность потребовалось тринадцать лет. В апреле 1892 г. Городская управа объявила международный конкурс на составление проекта Троицкого моста. Первая премия -6000 руб.- была присуждена французской фирме инженера «Эйфеля» (известного сооружением знаменитой Эйфелевой башни) за проект моста арочной системы. Однако с выбором проекта и началом строительства не спешили, так как вне конкурса был представлен проект моста арочной системы французской фирмы «Батиньоль», который по формальным причинам не мог быть допущен к участию в конкурсе. Поскольку фирма «Батиньоль» хорошо зарекомендовала себя постройкой красивых и экономичных мостов, через несколько лет, в 1896 г., Городская управа объявила второй конкурс на составление проекта Троицкого моста. На него были представлено всего три проекта, среди которых фигурировал упомянутый выше проект фирмы «Батиньоль», он и был одобрен Городской управой. На заседании Городской думы 5-7 февраля 1897 г. было решено поручить этой фирме сооружение моста по ее проекту за оптовыю сумму 5 млн. 200 тыс. рублей. 5 июня 1897 г. проект был утвержден Николаем II. <…> В общую стоимость сооружения моста не входила дамба. Соединяя правый берег Невы с металлической частью моста, она протянулась на 79, 88 м в виде трехпролетной гранитной аркады, с отверстиями коробовых сводов 22 и 18 м, очерченных из восьми центров. Проект аркады был составлен инженером Г. Г. Кривошеиным, разработавшим четыре ее варианта. После длительных дискуссий был осуществлен один из четырех вариантов, одобренный Академией художеств. <…> Весьма интересны надмостные сооружения. Они различны по выполняемым функциям, но роднит их стилистическое единство. Причисляя канделябры и обелиски, украшенные рострами со светильниками, к лучшим образцам модерна, все же нужно отметить, что им не присуще изящество рисунка, грешат они и своими пропорциями, хотя качество их исполнения весьма высоко. То же можно сказать и о перилах моста, они тяжелы, рисунок их чрезвычайно прост, но они не выпадают из общего характера декора моста. <…> Интересны также подчеркивающие въезд на мост со стороны Марсова поля две ростральные колонны-обелиски, установленные с боков тротуаров. Каждый из них состоит из гранитного пьедестала, украшенного медными картушами с надписями из накладных букв, и четырехгранного пирамидального обелиска, украшенного у основания с четырех сторон рострами, поддерживающими арматуру с круглыми светильниками. Завершали обелиски, как и когда-то, светильники наплывного Троицкого моста, фигуры двуглавых орлов с распростертыми крыльями. В наше время их заменили пятиконечные звезды. Пьедесталы сделаны из розового гранита чистой тески, четырехгранное завершение – из красного полированного гранита, на фоне которого выделяются ростры кораблей из патинированной бронзы, отлитые по моделям известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона. <…> Запроектированная французскими архитекторами В. Шабролем и Р. Патульяром художественная отделка моста неоднократно обсуждалась в Академии художеств. В первый раз - 26 февраля1900 г. - при рассмотрении эскизов декора моста было обращено внимание на неудовлетворительное решение ограждений, отверстия которых чрезмерно велики; что же касается остальных элементов декора, то было отмечено, что окончательное мнение о них последует по представлении рисунков деталей (канделябров, обелисков, картушей) в крупном масштабе. В последующем обсуждении проектов художественного декора моста принимала участие специально созданная Академией художеств комиссия под председательством Р. А. Гедике и членов - Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцева, М. П. Боткина, Г. И. Котова и М. А. Чижова. В исполнительную комиссию по строительству моста (под председательством генерал-лейтенанта А. И. Глуховского), избранную Городской думой в мае 1898 г., вошли крупные специалисты: Л. Ф. Николаи, Л. И. Новиков, А. П. Веретенников, Н. Б. Богуславский. Строителями моста являлись инженеры А. Флоше и И. А. Ландау, Е. Бонневе, Л. де Лонги, М. Бернар, С. И. Смирнов, В. П. Волков и Е. Д. Герценштейн. Консультантом по техническим вопросам с русской стороны был видный мостостроитель, профессор Н. А. Белелюбский. Постройку набережных осуществлял А. А. Смирнов, которого 6 июля 1902 г. заменил Е. К. Кноппе. (Бунин М.С. Мосты Ленинграда. 1986. С.133-142; добавил:
Недавно установлена одна из ферм среднего, самого высокого пролета будущего Троицкого моста через Неву. Как известно, особенность системы, по которой строится этот мост, состоит в том, что железные фермы смыкаются друг с другом не на мостовых быках, а над водой, на середине расстояния между двумя быками. Самые мостовые быки являются лишь основанием, на которое устанавливаются сомкнутые dos-a-dos полуфермы; такие две соединенные полуарки и были подведены сегодня к одному из быков; оконечности этих полуарок, опирались на два громадных понтона, установленные в некотором расстоянии от конца полуарок; сомкнутые в пятах части железных полуарок висели настолько высоко над водой, что приходились выше быков. Когда понтоны с фермами были прибуксированы и подтянуты воротами на надлежащую линию, приступлено было к погружению понтонов и таким образом соединённые пяты полуферм опустились и стали на место. Под свободные оконечности полуферм, приходящиеся под водой, при¬готовлены были подпоры, представляющие целый лес забитых свай. («Строитель», 1900, № 21-22, стб. 861, добавил
Строительство моста возглавили разработчики его проекта - сотрудники строительной фирмы «Батиньоль», инженер Иван Августович Ландау (Жан или Ян Ландо) и его коллега французский инженер Артур Флэше. Ландо (или Ландау) имел польское происхождение, учился в Варшаве и Париже. В 1896 г. он переехал на постоянное место жительства в Петербург, долгое время проживал на Гагаринской улице. В 1923 г. он уехал в Польшу, где и скончался. Его сын Густав, тоже инженер, остался в Петрограде и был расстрелян в 1937 г. От фирмы «Батиньоль» в строительстве моста принимали участие инженеры М. Бернар, Е. Бонневе, Л. де Лонги. Главная контора по постройке Троицкого моста находилась по адресу: Аптекарский переулок, 4, а мастерские - на Троицкой площади. Архитектурная отделка моста в стиле модерн выполнялась французскими архитекторами Вильброде Шабролем и Рене (Рене Август Гастон Антуан) Патульяром *). Она получила одобрение специальной комиссией Академии Художеств под председательством Р. А. Гедике, в которую входили: архитекторы Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Г. И. Котов, художник М. П. Боткин и скульптор М. А. Чижов. *) Оба французских архитектора получили за постройку Троицкого моста по ордену Почетного легиона. (Антонов Б.И. Мосты Санкт-Петербурга. 2002. С. 25; добавил: "У нас дома была папка с вариантами эскизов Шаброля и Патуйара, уже совсем иного качества, отвечающих последним творческим исканиям европейских художников под широко известным названием "модерн". Вариантов каждой детали было несколько. Помню те же, что ныне, тройные фонари, но в различном расположении лампионов по отношению друг к другу. И рисунок решетки варьировался, оставаясь в том же растительно-бессюжетном плане, однако с разной степенью сложности. И фигуры ростр на пилонах кончались чем-то напоминающим то морского конька, то русалку. И на картушах вместо лиры были скрещенные пики. Эти эскизы неоднократно обсуждались крупнейшими русскими специалистами, которые вносили в них значительные коррективы. Безусловно, на пользу делу . <...> (Симона Ландау Мост в тумане. Стpаницы семейной хpоники. Журнал "Звезда" №8 1999 г.) ("У нас" - это в квартире Ивана Августовича (Жан-Жака) Ландау (1855 -1929; эмигрировал в 1923 г.) - инженера, представителя фирмы "Батиньоль", второй по значению фигуры после А. Флаше при строительстве моста. Его архив погиб в 1935 г. при аресте его сына - отца автора этой статьи). (Добавил:
Торжественное открытие произошло 16 мая 1903 г. Именно тогда состоялся первый развод моста. В то время Троицкий мост был самым длинным в Петербурге. Его длина - 582 м.
В 1918 г. мост был переименован в мост Равенства, впрочем, в 1934 г., мосту снова поменяли имя. На этот раз он назывался Кировским мостом. В 1965 г. двухкрылый разводной пролет был заменен на однокрылый. В 1991 г., Кировскому мосту возвращено первоначальное имя – Троицкий мост.
Отнесен к объектам культурного наследия регионального значения (ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») Кировский мост включен в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения (Решение исполкома Ленгорсовета № 645 от 06.08.1990 "О взятии под охрану памятников градостроительства и архитектуры")
![]() ![]() Добавил: Петербуржец, 8 Ноября 2012, 19:32
Редактировано: 24 Мая 2024, 03:34
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house22748.html' target='_blank'>Троицкий мост на Citywalls.ru</a>
Всего 71 комментарий
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4170
Посетители
Участников: 5
Гостей: 1023
Зарегистрировано: 14594
Всего сегодня: 3486
|
А там уж повесили на ж/б ограде.