Публикация

Доходный дом Г. Г. Елисеева

Здание на карте
фото
Архитекторы: Барановский Г. В.
Год постройки: 1891-1892
Стиль: Эклектика

Фото - С.Васильев.  2008.

Доходный дом Г. Г. Елисеева                                эклектика                                      

Пам. арх. (регион.)

ул. Ломоносова, 14

1891-1892 - арх. Барановский Гавриил Васильевич   ([99]. C. 32)

 

см. продолжение публикации

  • фото

    см.*

  • фото

    (Барановский Г.В.
    Архитектурная энциклопедия
    второй половины XIX века)
    (добавил О.Лабзина)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    Бородин Ф. Наказы избирателей
    - боевая программа работы
    совета // Рабочий депутат.
    - 1936. - № 1. - С. 25.

    (добавил Наталья М.)

  • фото

    РГИС 2022 г.
    (добавил люблюпитер )

* Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. 

   Сост. гражд. инж. Г. В. Барановский СПб 1893 С. 21

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

 

Это здание имеет уникальную планировку: лестница, ведущая к квартирам, расположена не внутри дома, как это бывает традиционно, а вынесена в пространство двора цилиндрическим объемом. На уровне площадок выхода к квартирам она соединяется с лицевым и дворовым корпусами, которые имеют разную отметку уровня пола на этажах, поэтому в пространство «башни» выходит в два раза больше приквартирных площадок, чем обычно. Из-за этого обстоятельства для этого адреса мы приняли нумерацию ярусов лестничного объема, отличную от нумерации этажей в корпусах. За первый ярус принят уровень пола вестибюля 1-го этажа, где нет входов в квартиры. Последним – 10-ым ярусом - является верхняя площадка под куполом.

 

Оконные проемы прорезают стены лестничного объема со всех сторон, по окружности, вдоль каждого лестничного марша. Они начинают свой ритмический путь с 1-го этажа, еще под лестницей в маленьком служебном помещении, и раскручивают ленту световых пятен, увлекая посетителя вверх от этажа к этажу. Так у посетителя возникает ассоциация со старинной башней с винтовой лестницей, закрученной спиралью вокруг оси этого пространства - круглой лифтовой шахты. Потоки света заливают лестницу со всех сторон. Впечатление усиливается качеством этого света - он солнечный, яркий, золотой. За это свойство - дарить жизненную радость – отвечают желто-оранжевые стекла разных оттенков.

 

Это не обычные цветные стекла, окрашенные в массе во время варки, а двухслойные стекла с нацветом. На верхнем – желтом - слое по трафарету кислотой или пескоструйной обработкой выбран рисунок, благодаря чему он выглядит как белая матовая графика на цветном прозрачном фоне. Узоры одинаковы, проходят по периметру оконных створок и полуциркульных фрамуг.

 

Окна на лестнице двух типов. Первый – двустворчатые с полуциркульной фрамугой на площадках выхода к квартирам: по два окна на каждой площадке, общим числом 18, из них в 16-ти окнах местами сохранились подлинные стекла современные постройке дома. На момент инвентаризации не осталось ни одного окна, сохранившего цветные стекла с гравировкой по всей площади; некоторые подлинные стекла с трещинами. Два окна на площадке 8-го яруса имеют современное заполнение с пленочным покрытием, имитирующим утраченное оригинальное стекло.

 

Второй тип - узкие одностворчатые окна с полуциркульной фрамугой вдоль лестничных маршей - по 10 проемов между этажами (по 5 окон с каждой стороны лестницы). Заполнение рам в них изначально было выполнено желтыми и оранжевыми стеклами разных оттенков с гравировкой по нацвету. Оригинальное остекление сохранилось частично. Всего учтено 58 таких окон.

 

Ансамбль декоративного остекления на этой лестнице дополняется оформлением дверей квартир с гравированными узорами на стеклянных филенках. Все они двустворчатые с полуциркульной глухой фрамугой. Стекла имели одинаковый рисунок: во фрамугах розетка растительно-геометрического типа с двойной окантовкой по периметру вдоль рамы и угловыми пальметками. В створках – арабеска растительно-геометрического типа, с такой же окантовкой и пальметтами, как во фрамугах.

 

Поэтажная сохранность декоративного остекления в дверях: на площадке 3-го яруса – в двух фрамугах; 4-го яруса - в двух фрамугах и одной створке; 5-го яруса - двери имеют полный комплект остекления с  историческим рисунком; 6-го яруса - подлинные стекла с гравировкой имеются в двух фрамугах; на 7-м ярусе декоративное остекление в двух створках, возможно, воссоздано; на 8-м сохранилось в четырех створках и одной фрамуге, на 9-м - в двух фрамугах и двух створках; на 10-м (верхнем) ярусе - в двух фрамугах и трех створках, возможно, частично воссоздано. Воссозданных на некоторых дверных филенках рисунок не соответствует историческому образцу. Всего учтено 15 дверей, в которых полностью или частично сохранилось историческое декоративное остекление.

 

Необычный, единственный в своем роде в С.-Петербурге, ансамбль декоративного остекления в этом здании подчеркивает оригинальную планировку, наполняет пространство цветным светом, создавая иллюзию солнечного сияния. Происходит визуальная и эмоциональная трансформация среды обитания из минора петербургского климата в мажор вечного лета, дарующего радость. Автор этого уникального творческого решения создал своего рода дополненную реальность без применения компьютера, используя доступные на момент постройки в конце XIX века материалы и технологии.

 

Это - одна из немногих парадных в городе, доступ в которую официально разрешен за небольшую плату прямо на входе.

 

Дата осмотра: Май 2021. Все фото выполнены волонтерами проекта.

(добавил Eliz)

  • фото

    Дверь с сохранившейся
    гравировкой на стекле.
    Фото - Анчар, 08.2016.

  • фото

    Проект "Витражи
    С.-Петербурга
    Инвентаризация 2020-2024"
    1-й ярус. Окна в помещении
    консьержа под лестницей

  • фото

    Окна вдоль маршей
    1-2-го яруса

  • фото

    Площадка 2-го яруса

  • фото
  • фото
  • фото

    Выход с площадки
    2-го яруса на лестницу

  • фото

    Окна вдоль марша
    2-3-го яруса

  • фото

    Площадка
    3-го яруса

  • фото
  • фото
  • фото

    Вид с площадки 3-го
    яруса на лестницу

  • фото

    Окна вдоль марша
    3-4-го яруса

  • фото
  • фото
  • фото

    Площадка выхода к
    квартирам 4-го яруса

  • фото
  • фото

    Выход с площадки
    4-го яруса к лестнице

  • фото

    Окна вдоль марша
    4-5-го яруса

  • фото

    Площадка 5-го яруса

  • фото
  • фото
  • фото

    Вид с площадки 5-го
    яруса на лестницу

  • фото

    Окна с цветными гравированными
    стеклами вдоль марша 5-6-го яруса

  • фото
  • фото

    Приквартирная площадка
    6-го яруса

  • фото

    Вид с площадки 6-го
    яруса на лестницу

  • фото

    Декоративные окна вдоль
    марша 6-7-го яруса

  • фото

    Площадка 7-го яруса,
    двери и окна

  • фото
  • фото

    Выход с площадки 7-го
    яруса в сторону лестницы

  • фото

    Цветные окна вдоль
    марша 7-8-го яруса

  • фото
  • фото

    Площадка выхода к
    квартирам на 8-м ярусе

  • фото

    Окна с пленкой,
    имитирующей
    исторические
    желтые стекла
    с гравировкой

  • фото

    Выход на лестницу
    с площадки 8-го яруса

  • фото

    Вид на купол

  • фото

    Окна вдоль марша
    8-9-го яруса

  • фото

    Приквартирная площадка
    9-го яруса. Окна и двери

  • фото
  • фото

    Вид с площадки на
    купол лестницы

  • фото

    Окна вдоль марша
    9-10-го яруса

  • фото
  • фото

    (добавил Eliz)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - vovkazm,
    05.2016.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - amiron71, 2013.

В этом доме жили:

1895 - 1905   актриса Александринского театра Е. Н. Жулева-Небольсина  (ВПб на 1896. O. III. C. 119, на 1897. С. 150,

на 1898. С. 197, на 1899. С. 197, на 1900. С. 213, на 1901. С. 204, на 1902. С. 229, на 1903. С. 239, на 1904. С. 235, на 1905. С. 233)

1897 - 1914   архитектор В. П. Цейдлер  

(ВПб на 1898. O. III. C.  563, на 1899. С. 566, на 1900. С. 614, на 1901. С. 625, на 1902. С. 677, на 1903. С. 710,

на 1904. С. 702, на 1905. С. 694, на 1906. С. 712, на 1907. С. 762, на 1908. С. 812, на 1909. С. 849,  на 1910. С. 910,

на 1911. С. 959, на 1912. С. 967, на 1913. С. 681, на 1914. С. 719)

                      Владимир Петрович Цейдлер  (05. 04. 1857. С-Петербург  -  21. 11. 1914. С-Петербург),                                          кладбище Новодевичье;  АХ (1882). академик архитектуры 1886.   (добавил Val 39)

 

 

 

1965: Ателье пошивочные: Архитектурного фонда СССР - ул. Ломоносова, 14. ([108]. C. 7)

 

 

В 2001 г. включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1827).

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-33 от 20.10.2009 г. [ ].

  • фото

    Фото - Leha@

  • фото

    Кадр из фильма "О любви" 1970
    Добавил - Den

  • фото

    Кадр из фильма "О любви" 1970
    Добавил - Den

  • фото

    Двери в квартиры почти
    до самого потолка
    Фото - Alexis

  • фото

    Интерьер одной из
    квартир на 5-от эт.

  • фото

    Фото - Герман, 2018

  • фото

    Мастерская в доме
    Елисеева. Высота
    потолка 6.5 м

  • фото
  • фото

    (добавил Hammerok)

23 комментария
27706 просмотров
Добавил: Mary, 28 Сентября 2008, 17:37
Редактировано: Вчера в 17:23
Оцените:
(38 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1817.html' target='_blank'>Доходный дом Г. Г. Елисеева на Citywalls.ru</a>
Всего 22 комментария
  • 6 Декабря 2020, 13:13

    Очень странно читать комментарий от  shaihkritzer  на этом ресурсе ...  

    Позвольте прокомментировать ... В статье  36 Жилищного кодекса РФ указано , что "Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме"  , "в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые  шахты, коридоры,  чердаки, подвалы..."  Поэтому  написанное в предыдущем посте "Мошенники не имеют права вас выгнать из парадной, она не является их собственностью" - это  НЕ ПРАВДА ! )))  Парадная является  собственностью  собственников ( именно они,собственники , а  не вы  оплачивают  уборку и ремонт  парадной). Так что с этим , думаю разобрались .

    Также в ЖК РФ  указано, что "По решению собственников помещений в многоквартирном доме объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование ...."  Так что и здесь автор " соврамши"...

    Ирешение принято , и  документы имеются , и налоги платятся. 

    Вопрос зачем  это было писать , особенно на ресурсе, который  посещают люди неравнодушные к архитектуре, к истории  и красоте города,  и желающие  сохранить все это и дать возможность детям и внукам  увидеть эту красоту ? 

    Почему автор  этого гневного поста не пишет о рестораторах , по вине которых по дому пошла трещина ?  О незаконных отелях в доме , насверливших кучу дыр , куда теперь попадает вода ,для своих незаконных вывесок ? О  владельце помещения на первом этаже , снесшем часть капитальной стены ? 

  • 6 Декабря 2020, 13:25

    И  обращаясь к истокам  такого решения , ограничить вход в парадную...

    За последние несколько лет  "варварский" туризм  практически разрушил парадную. Исчезли  много деревянных балясин,часть цветных стекол , парадная была постоянно грязная , со следами различной жизнедеятельности ...  И несмотря на закрытую дверь , попасть было легко ( в интернете можно найти  советы " в доме несколько отелей, позвоните им , они всем открывают")...

    ТО , что не удалось уничтожить за годы советской власти , за годы войны , легко сделали   за несколько лет. Видимо, такие  "любители  архитектуры" как   shaihkritzer, которые с " с каменной рожей идут дальше и игнорируя вопли " залезают с ногами на подоконники, для фотосессий  и с гоготом выдавливают стекла , борского стекла , которым более ста лет ...

    Странно , что КГИОП не инициирует  такие закрытия  исторических  парадных, что жильцам приходится  брать на себя сохранение  того, что осталось ...

  • 27 Февраля 2021, 23:10

    "Справка дана в том, что Куракина Нина Сергеевна 1892 г. проживала по Чернышеву пер., д. 14, кв. 17 с 24.1.1938 по 5.5.1942 г. Отмечена по довой книге по эвакуации. Жилплощадь 14,66 кв. м. свободна, проживает сын. Для предоставления в бюро по учету рабсилы. 21.3.1944.

    // Повседневные документы ленинградцев в годы войны и блокады. 1941-1945 / Архив. ком-т СПб., ЦГА СПБ. - СПб., 2020 : альбом // Архивы Санкт-Петербурга [интернет-портал]. - URL:https://spbarchives.ru/documents/10157/c225db56-b71f-8d36-748b-b4a3850cb90f (дата обращения 27.02.2021)

    В карточке реэвакуированной из Новосибирска 21.3.1944 указана квартира № 47.

     

    В кв. 9 проживала актриса Тираспольская Надежда Львовна (1867 - 1962). В 1902-1956 гг. служила в Александринском (театре им. А. Пушкина). 

    // Весь Петербург-Петроград-Ленинград на 1904-1910 г. - Тираспольская-Яковлева - т. 21740; 1911-1915 гг. - жена пдплк.; 1916-1917 гг. - ж. плк. т. 41740; 1924-1931, 1933-1935 гг. т. 199-01; Списки абонентов ЛГТС. Л., 1937, 1940 гг. - тел. А-1-99-01; 1947 г. - т. А0-42-99; 1951 г. - т. Т. А1-36-32.

    Вместе с мужем Фабером А. А. и М. Жабановой эвакуировалась из квартиры 20.08.1941 в Новосибирск.

     

    В доме проживал Дешевов Владимир Михайлович (1889 - 1955) - композитор, автор первых советских опер и балетов.

    // Весь Ленинград на 1924-1925 гг. 

     

    Бородин Ф. наказы избирателей - боевая программа работы совета // Рабочий депутат. - 1936. - № 1. - С. 25.

     

  • 8 Августа 2022, 10:55
    Ответ на "Самое интересное не снаружи на лицевом фасаде, а в" от sperling

     Стекла с нацветом в оформлении парадной лестницы доходного дома Елисеева

    "Эта парадная в доходном доме Елисеева на ул. Ломоносова, 14 хорошо знакома петербуржцам и гостям города. «Ромашка» – так называют ее в народе. Нам она интересна устройством освещения башнеобразной лестницы, которая не спрятана в «тело» здания, а вынесена отдельным объемом во двор. Большая площадь наружных стен позволила сделать много окон. Лента световых проемов раскручивается вокруг оси этого пространства – круглой шахты лифта. Потоки света заливают лестницу со всех сторон. Впечатление усиливается качеством этого света – он солнечный, яркий, золотой. За это свойство отвечают желто-оранжевые стекла разных оттенков. Это – так называемые стекла с нацветом, двухслойные: нижний слой бесцветный, верхний – цветной. Скромный узор по краю каждого окна вытравлен на желтом стекле: так в окнах появляется белая матовая графика на цветном фоне. Стекла сохранились далеко не все, но и этого числа достаточно, чтобы уловить замысел автора. Архитектор Г.В. Барановский, сделал то, что сегодня называют дополненной реальностью, причем без всякого компьютера, используя доступные ему в конце XIX века материалы и технологии. В чем популярность «Ромашки»? Здесь происходит визуальная трансформация среды: из минора петербургского климата в мажор вечного лета, дарующего радость."

    https://www.facebook.com/groups/vitroart/posts/3384928805118059/

  • Позавчера в 23:24

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

     

    Это здание имеет уникальную планировку: лестница, ведущая к квартирам, расположена не внутри дома, как это бывает традиционно, а вынесена в пространство двора цилиндрическим объемом. На уровне площадок выхода к квартирам она соединяется с лицевым и дворовым корпусами, которые имеют разную отметку уровня пола на этажах, поэтому в пространство «башни» выходит в два раза больше приквартирных площадок, чем обычно. Из-за этого обстоятельства для этого адреса мы приняли нумерацию ярусов лестничного объема, отличную от нумерации этажей в корпусах. За первый ярус принят уровень пола вестибюля 1-го этажа, где нет входов в квартиры. Последним – 10-ым ярусом – является верхняя площадка под куполом.

     

    Оконные проемы прорезают стены лестничного объема со всех сторон, по окружности, вдоль каждого лестничного марша. Они начинают свой ритмический путь с 1-го этажа, еще под лестницей в маленьком служебном помещении, и раскручивают ленту световых пятен, увлекая посетителя вверх от этажа к этажу. Так у посетителя возникает ассоциация со старинной башней с винтовой лестницей, закрученной спиралью вокруг оси этого пространства – круглой лифтовой шахты. Потоки света заливают лестницу со всех сторон. Впечатление усиливается качеством этого света – он солнечный, яркий, золотой. За это свойство – дарить жизненную радость – отвечают желто-оранжевые стекла разных оттенков.

     

    Это не обычные цветные стекла, окрашенные в массе во время варки, а двухслойные стекла с нацветом. На верхнем – желтом – слое по трафарету кислотой или пескоструйной обработкой выбран рисунок, благодаря чему он выглядит как белая матовая графика на цветном прозрачном фоне. Узоры одинаковы, проходят по периметру оконных створок и полуциркульных фрамуг.

     

    Окна на лестнице двух типов. Первый – двустворчатые с полуциркульной фрамугой на площадках выхода к квартирам: по два окна на каждой площадке, общим числом 18, из них в 16-ти окнах местами сохранились подлинные стекла современные постройке дома. На момент инвентаризации не осталось ни одного окна, сохранившего цветные стекла с гравировкой по всей площади; некоторые подлинные стекла с трещинами. Два окна на площадке 8-го яруса имеют современное заполнение с пленочным покрытием, имитирующим утраченное оригинальное стекло.

     

    Второй тип – узкие одностворчатые окна с полуциркульной фрамугой вдоль лестничных маршей – по 10 проемов между этажами (по 5 окон с каждой стороны лестницы). Заполнение рам в них изначально было выполнено желтыми и оранжевыми стеклами разных оттенков с гравировкой по нацвету. Оригинальное остекление сохранилось частично. Всего учтено 58 таких окон.

     

    Ансамбль декоративного остекления на этой лестнице дополняется оформлением дверей квартир с гравированными узорами на стеклянных филенках. Все они двустворчатые с полуциркульной глухой фрамугой. Стекла имели одинаковый рисунок: во фрамугах розетка растительно-геометрического типа с двойной окантовкой по периметру вдоль рамы и угловыми пальметками. В створках – арабеска растительно-геометрического типа, с такой же окантовкой и пальметтами, как во фрамугах.

     

    Поэтажная сохранность декоративного остекления в дверях: на площадке 3-го яруса – в двух фрамугах; 4-го яруса – в двух фрамугах и одной створке; 5-го яруса – двери имеют полный комплект остекления с  историческим рисунком; 6-го яруса – подлинные стекла с гравировкой имеются в двух фрамугах; на 7-м ярусе декоративное остекление в двух створках, возможно, воссоздано; на 8-м сохранилось в четырех створках и одной фрамуге, на 9-м – в двух фрамугах и двух створках; на 10-м (верхнем) ярусе – в двух фрамугах и трех створках, возможно, частично воссоздано. Воссозданных на некоторых дверных филенках рисунок не соответствует историческому образцу. Всего учтено 15 дверей, в которых полностью или частично сохранилось историческое декоративное остекление.

     

    Необычный, единственный в своем роде в С.-Петербурге, ансамбль декоративного остекления в этом здании подчеркивает оригинальную планировку, наполняет пространство цветным светом, создавая иллюзию солнечного сияния. Происходит визуальная и эмоциональная трансформация среды обитания из минора петербургского климата в мажор вечного лета, дарующего радость. Автор этого уникального творческого решения создал своего рода дополненную реальность без применения компьютера, используя доступные на момент постройки в конце XIX века материалы и технологии.

     

    Это – одна из немногих парадных в городе, доступ в которую официально разрешен за небольшую плату прямо на входе.

     

    Дата осмотра: Май 2021

     

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/

    Все фото выполнены волонтерами проекта. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 1122
Всего сегодня: 3370