Публикация
Здание Екатерининского общественного собрания
Фото - Здание Екатерининского общественного собрания модерн (Кириков) наб. канала Грибоедова, 88-90 - Средняя Подьяческая ул., 2 Пам. арх. (федеральн.) 1905-1907 - арх. неизвестен арх. Мунц Оскар Рудольфович , арх. Фелейзен Е. Н. воен. инж. Смирнов Николай Васильевич - интерьеры
Санкт-Петербургское 1-е Общественное собрание было основано в 1790 г. Это был своеобразный закрытый клуб для проведения досуга. В Уставе Собрания говорилось о том, что оно имеет целью «доставить членам своим, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою». В 1903 г. участок недвижимости, расположенный по адресу: Спасская часть, Средняя Подьяческая ул. и набережная Екатерининского канала, был выставлен на продажу. В марте 1904 г. фактическим владельцам этой недвижимости, а также земельного участка стало Санкт-Петербургское 1-е Общественное собрание. 3 марта 1906 г. Собрание было переименовано в «Екатерининское собрание в Санкт-Петербурге». (rucompany.ru 04.04.2011 Лицензионная палата уже ликвидирована, в здании располагаются комитеты правительства СПб.
История строительства на этом участке отражена в деле: Чертежи здания общественного собрания на участке, принадлежавшем Соцу, Н. А. Татаринову, И. И. Степанову-Копейкину, Н. П. Прокофьеву, Екатерининскому собранию (1-е Общественное собрание) по Ср.Подъяческой ул., 2 и наб. Екатерининского кан., 90 Крайние даты документов: 1830–1915 Количество листов: 136 Кроме того, имеется акт экспертизы: Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Первое общественное собрание (Екатерининское), 1904-1906 г.г.,арх.Мунц О.Р.,строитель воен.инж.Мунц Н.В.", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, канала Грибоедова наб.,88-90, Средняя Подъяческая ул.,2 ... выполненной ООО «СПбПроектРеставрация» в 2019 г. Шифр 0372200268519000025-01. СПб, 2020
До первой половины 1880-х гг. здесь были два участка, принадлежавшие разным владельцам - угловой и примыкающий к нему слева по Екатерининскому каналу. До середины 1830-х гг. здесь не было каменных зданий.
В 1836 г. для чиновника 8-го класса Н. А. Татаринова был составлен
Проект А. И. Лапина был осуществлен далеко не полностью: были построены только часть дома, выходящая на Екатерининский канал, и, очевидно, надворный флигель в дальнем углу участка. Об этом свидетельствуют чертежи 1881 г. Участок в это время принадлежал санкт-петербургскому купцу 2-й гильдии И. И. Степанову-Копейкину. И фасад по Екатерининскому каналу, и фасад маленькой осуществленной части по Средней Подьяческой улице полностью соответствуют проекту 1836 г., только теперь увеличиваются окна подвального этажа. На генеральном плане стоит подпись автора - архитектора Е. А. Пиргова. (Другие чертежи, относящиеся к проекту - листы 11-14.)
На втором участке, примыкавшем к угловому, с начала XIX в. находился дровяной двор (см. акт экспертизы). В 1881 г. в глубине участка, по его южной границе были построены каменные конюшни (также арх. Е. А. Пиргов; листы 15,16).
В 1885 г. (см. акт экспертизы) владельцем обоих участков стал санкт-петербургский купец Н. П. Прокофьев. Прокофьев устроил торговлю: дровяной двор на втором участке сохранен и расширен на первый участок, предусмотрены также места для кирпича, песка, угля.
В 1892 г. на надворном флигеле, объединенном из двух - флигеля на первом участке и конюшен на втором - была надстроена мансарда (техник Ф. Ф. Федяков; листы 24-32). Лицевой угловой дом долго сохранял первоначальный классицистический облик. Но в 1901 г. и на нем была надстроена мансарда (листы 33-40). На генеральном плане стоит подпись автора проекта - В. Соболева. (В [
Теперь речь пойдет уже о существующем здании. Должен сказать, что его история мне не совсем понятна - особенно ее начало в 1904 г. К сожалению, и акт экспертизы не делает ее понятнее - даже наоборот, картина становится еще более запутанной. Для начала дам выдержки из акта экспертизы (С.42,43): "Необходимо отметить, что еще 29 мая 1903 г. из членов Санкт-Петербургского Первого Общественного (позже Екатерининского) Собрания была избрана специальная Комиссия для покупки участка и организации строительства здания для Собрания. Комиссия разработала план размещения необходимых для Общественного Собрания помещений, в том числе клубных комнат, "хозяйственных служб" и театрального зала в новом здании, а также определила их площади. Среди целого ряда предложений Комиссией было рассмотрено и предложение Н. П. Прокофьева о продаже участка на углу Екатерининского канала и Средней Подьяческой улицы. Комиссия, учитывая местоположение, площадь участка и его относительно недорогую стоимость, признала этот вариант наиболее подходящим, и рекомендовала к приобретению именно этот участок (объединенный участок - дворовое место Н. П. Прокофьева № 326). [...] Созданная для строительства здания комиссия провела провела 35 заседаний для разработки плана размещения необходимых для Собрания помещений, в том числе клубных комнат и театрального зала, в будущем здании, а также определила их площади (т.е. двухэтажного дома "со всеми подразделениями его отвечающими требованиям Собрания"). Театральный зал предполагалось сдавать в наем. Он должен был быть изолирован от остальных помещений Собрания и вместе с тем иметь с ними внутреннюю связь. Для разработки проекта Комиссией были выбраны архитекторы и составлен расчет стоимости здания с театральным залом. В Комиссию поступили заявления от разных лиц, предлагавших свои услуги по постройке здания. При этом Комиссия пришла к заключению, что "будет более целесообразно пригласить в Комиссию трех архитекторов, которые, по ее мнению, заслуживают внимания". Приглашения были разосланы следующим архитекторам: 1. Ф. Миритцу и И. Герасимову, 2. А. И. Ковшарову, 3. В. В. Шаубу, 4. Администрации по делам отставного инженера-полковника Н. В. Смирнова. В феврале-марте 1904 г. выбранных архитекторов пригласили на заседание Комиссии. Архитектор А. В. Ковшаров на приглашение "не отозвался". На заседание пришли Ф. Миритц и И. Герасимов (26 февраля), архитектор В. В. Шауб (28 февраля), Г. К. Нуммелин, рекомендованный одним из членов Общественного Собрания - С. А. Бонч-Богдановским (28 февраля, "по окончании переговоров" с В. В. Шаубом), а также инженер-строитель Н. В. Смирнов (14 апреля). Инженер Н. В. Смирнов сообщил Комиссии Общественного Собрания, что у него уже имеется разработанный эскизный проект. 5 апреля 1904 г. инженер-строитель Н. В. Смирнов предоставил Комиссии "план будущего дома". При этом он сообщил, что на то, чтобы подвести здание под крышу, потребуется до 4 1/2 месяца. Помимо этого, Комиссии были представлены и позже рассмотрены, вследствие поступивших заявлений, эскизные проекты будущего здания Общественного Собрания, выполненные гражданским инженером А. К. Монтагом, архитектором М. С. Лялевичем, архитекторами Н. Н. Щербиной-Крамаренко, К. Э. Маккензенем, Е. И. Гонцкевичем, подрядчиком-строителем Бородулиным (выполненный совместно с архитектором В. И. Чагиным). К 10 апреля 1904 г. все указанные лица предоставили Комиссии свои эскизы. 10 апреля Комиссия приступила к рассмотрению и выбору лучшего из них "как по удобству расположения всех внутренних помещений, так и заслуживающих еще внимания по красоте наружных фасадов". Закрытой баллотировкой (после всестороннего рассмотрения и обсуждения) были выбраны лучшие эскизные проекты. В результате были выбраны три эскизных проекта, как наиболее заслуживающие внимания, а именно: 1. Н. В. Смирнова 2. Г. К. Нуммелина 3. В. В. Шауба Наибольшее число голосов (белых шаров) получил проект инженера Н. В. Смирнова. Он получил 17 белых шаров и 7 черных, Г. К. Нуммелин – 15 белых и 9 черных, В. В. Шауб – 9 белых, 14 черных. [...] 20 апреля на заседание Комиссии были представлены эскизные проекты двух архитекторов: архитектора В.И.Чагина и гражданского инженера Е. И. Гонцкевича. Оба проекта были "внимательно рассмотрены и поставлены на баллотировку". Эскиз Е. И. Гонцкевича получил 12 белых шаров, В. И. Чагина – 9 белых шаров. На третье место в своеобразном конкурсном соревновании эскизных проектов вышел эскиз Е. И. Гонцкевича, опередив эскиз В. В. Шауба. После обсуждения стоимости проектов Комиссией были заказаны проекты и сметы по их эскизам Г. К. Нуммелину и Е. И. Гонцкевичу (за 1500 рублей). Архитекторы обещали выполнить эту работу к 1 июню 1904 г. Окончить строительные работы требовалось к тому времени, когда закончится срок аренды квартиры, где на тот момент времени располагалось Общественное Собрание, т.е. "ко дню истечения контракта, заключенного Собранием с настоящим домовладельцем". В это время Собрание помещалось у господина Якунчикова в доме на Мойке № 66/2 у Синего моста на углу Невского проспекта. Начать строительные работы требовалось непременно в текущем строительном сезоне."
Но вопреки всему сказанному, в том же 1904 г.был представлен совсем другой проект - не клубного здания, а доходного дома! И этот проект (листы 41-67) был утвержден 19 июля 1904 г., т.е. уже после всех обсуждений. Здание уже в заголовке названо "доходным домом 1-го Общественного Собрания", а по планам видно, что это действительно доходный дом - с большими, очевидно, богатыми квартирами на первых трех этажах (по две квартиры на каждом этаже) и с более скромными квартирами на последнем этаже четырехэтажной части здания, расположенной в основном во дворе. Не видно никаких клубных помещений и тем более театрального зала. С чем связано такое отступление от самой цели покупки этого участка Первым Общественным собранием, мне неизвестно. (К большому сожалению, и в акте экспертизы не делается даже попытки объяснения этого обстоятельства - просто приводятся данные чертежи без необходимых комментариев). Фасады Ни на одном чертеже нет подписи архитектора. Мало того, подписей нет и на всех следующих чертежах, за исключением одного чисто технического проекта, о котором речь пойдет далее. (В акте экспертизы также признается тот факт, что имя архитектора неизвестно.) В [
Как бы то ни было, в следующем, 1905 г. был составлен новый проект - теперь действительно с клубными помещениями и с театральным залом (листы 68-99); автор проекта и здесь неизвестен. Фасады Зато внутреннее устройство здания кардинально меняется. Планы этажей (листы 78-87). Теперь предусмотрены помещения Собрания, биллиард, библиотека. И - что очень важно - театральный зал, вытянувшийся вдоль Средней Подъяческой улицы и занимающий второй и третий этаж. На разрезах показана художественная отделка театрального зала и парадной лестницы (обозначения линий разрезов см. на плане первого этажа). Один из чертежей - слева парадная лестница, справа вид на сцену театрального зала ( Разрез по сцене. Слева фрагмент отделки продольной стороны театрального зала ( В проекте интерьеры выполнены в эффектных формах эклектики - так же, как и фасады.
Лицевая часть по Екатерининскому каналу была сделана не трехэтажной, а двухэтажной. Фиксационные чертежи 1914 г. (листы
Но это не всё. Совершенно по-другому оформлены интерьеры. Предусмотренная в проекте эффектная эклектическая отделка была уже слишком старомодной, и вместо нее была реализована другая, в стиле модерн. Фотографии интерьеров были опубликованы в журнале "Зодчий", 1907, №46, листы 51, 52 и в "Ежегоднике Общества архитекторов-художников", выпуск второй, 1907, с. 78, 79. (Все фотографии из этих изданий представлены в
К 1906 г. относится мелкая техническая работа - "устройство бетонного [и?] крытого балкона при 2-м этаже каменного дома (с надворной стороны) [...] для установки лебедки, поднимающей железный навес [занавес?]" (листы 100,101; разрешение от 27 сентября 1906 г.). Я бы не писал об этой работе, если бы не одно обстоятельство: только здесь на одном из чертежей (генеральный план, лист 100) стоит подпись автора - "Инженер Н. Смирнов". Конечно, это никоим образом не говорит о том, что он был автором проекта всего здания.
В 1914 г. отступления от проекта при строительстве были задним числом утверждены (листы 102-133). Имеется решение от 25 сентября 1914 г.: "Петроградская Городская Управа […] РАЗРЕШАЕТ: дальнейшее существование каменного 2-этажного и частью 3-этажного с мансардом лицевого дома [...] с театральным залом и помещений [так] Собрания и двух 4-этажных служебных флигелей [...], возведенных в измененном виде против плана, утвержденного управою 19 июля 1904 года за №117 […]" Мне все же кажется странной ссылка на план, утвержденный 19 июля 1904 г., т. е. проект доходного дома - в то время как позже, в 1905 г. был уже утвержден новый проект - с помещениями Собрания и с театральным залом. И это не единственная странность. К этому решению приложены как бы фиксационные чертежи, на которых, однако, на разрезах показана не реально существующая отделка в стиле модерн, а первоначально проектировавшаяся эклектическая отделка театрального зала и парадной лестницы. Таким же образом представлено здание и на фиксационных (якобы) чертежах 1906 г. (ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.889А). (добавил
Главная лестница: на потолке над лестницей расположен прозрачный витраж, в нишах над балюстрадами - овальные зеркала. Балюстрады украшены также ионическими колоннами с лепными гроздьями винограда на капителях.
В доме был большой на 700 мест театральный зал, в котором с 1912 по 1917 год работал театр общественно-политической сатиры "Кривое зеркало". Театр возник в 1908 г. по инициативе литературного и театрального критика А. Р. Кугеля и актрисы З. В. Холмской, как театр-кабаре при Театральном клубе Петербурга, учрежденном Союзом драматических писателей. Открылся театр в особняке князя Н. Юсупова на Литейном пр. (по материалам [
В 1920-1922 гг. работал Театр оперы, драмы и балета Политуправления Балтийского флота. В 1927-1939 гг. размещалась студия "Белгоскино".
В послевоенное время - "Балтсудопроект". Центральное конструкторское бюро "Балтсудопроект" является старейшим проектно-конструкторским предприятием отечественного морского судостроения.
Подпись ко всем фотографиям: Исполн. инж. Н.В.Смирнов по рисункам арх. О. Р. Мунца Отделка театрального зала "Зодчий", 1907, Вып.46,Л.51
1915: 45-й городской лазарет Ф. И. Шаляпина - Екатер. канал, 90 (ВПг на 1916. О. 1. Стлб. 673) 1935: Кинофабрика "Советская Белорусь". В вед. треста Белгоскино. Пр-во: кинокартины художественные и учебно-технические. Кан. Грибоедова, 90//2. (103. С. 170).
Федеральный памятник Первое Общественное собрание (Екатерининское), 1904 - 1906 гг., арх. Мунц О.Р., строитель - воен. инж. Смирнов Н.В., канала Грибоедова наб., 88-90, Средняя Подьяческая ул., 2 Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 ![]() ![]() Добавил: Наталия, 24 Сентября 2008, 21:26
Редактировано: 3 Декабря 2024, 20:47
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1813.html' target='_blank'>Здание Екатерининского общественного собрания на Citywalls.ru</a>
Всего 74 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32491
Готовится: 80
Улицы: 2717
Архитекторы: 4169
Посетители
Участников: 3
Гостей: 745
Зарегистрировано: 14593
Всего сегодня: 2438
|
Это не сайт лёг.., - это делают редакторы. Два разных мнения в одной публикации несовместимы!
А от остальных требуют ссылки и проверки источников, доказательства и т.д.