Публикация
Народный дом имп. Николая II . Оперный зал -
|
Архитекторы: | Люцедарский Г. И. |
Год постройки: | 1910-1911 |
Стиль: | Неоклассицизм |
Фото -
Павильон Художественный отдел
XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 г.
1896 - арх. Померанцев Александр Никанорович
Народный дом имп. Николая II . Оперный зал -
Александровский парк, 4 лит М
Пам. истории (федеральн.)
Оперный зал
1910-1912 - арх. Люцедарский Григорий Николаевич
Кинотеатр "Великан" (1924-1928)
Мюзик-холл (1928-..)
Театр музыкальной комедии (..-1939)
Ленинградский Мюзик-холл (1938-1950)
Кинотеатр "Великан" (1950-1970-е )
1950 - арх-ры Иогансен К. Л., Соколов Е. М. - реконструкция
Мюзик-Холл
1981-1988 - ЛенНиипроект 12-я мастерская - реконструкция
арх-ры Будневич М., Гасанов Т., Кучерова И. и др.
В 1899 г. по повелению имп. Николая II часть территории
В 1899-1901 гг. по инициативе принца Ольденбургского здесь был построен
При строительстве было использовано здание (с его уникальным железным каркасом) Павильона. Художественный отдел XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки, проходившей 28.05.(09.06) - 01(13).10.1896 г. в Нижнем Новгороде. Автор Павильона - арх. А. Н. Померанцев. Приспосабливал бывшее выставочное здание арх. Г. И. Люцедарский. Он же руководил постройкой сооружения. Сначала был выстроен корпус с центральным вестибюлем под стеклянным куполом, Театральным залом слева и Железным залом для концертов справа.
Популярность театра была очень велика, и в 1910-1911 гг. по проекту архитектора Г. И. Люцедарского к правому крылу пристроили дополнительную сцену с залом. Новый корпус получил название "Зрительный зал и народная аудитория им. его высочества принца А. П. Ольденбургского". Зрительный зал принца Ольденбургского замышлялся и начал функционировать как Оперный зал Народного дома. ([
4 января 1912 г. состоялось торжественное открытие аудитории. Но как раз вслед за этим произошел драматический курьез: в ночь на 7 января вспыхнул пожар. Сцена сгорела, но вовремя опущенный железный занавес предохранил от огня зрительный зал. Ремонт переделки продолжались почти год, здание вновь открыли лишь 6 декабря 1912 г. 4 января 1913 показана опера Н. И. Глинки "Жизнь за царя". ([
Народный дом. Фото 1913 г.
Зрительный зал и народная
аудитория Народного дома.
1927 г. Народный дом на
Петроградской стороне.
Фото из архива Центрального
музея связи имени А.С. Попова.
(добавил Stan)
Народный дом, украшенный
в честь Первомая.
фото gordin.livejournal
(добавил
Олег Сыромятников).
Кинотеатр "Великан". 1960-1970-е гг.
сайт
(добавил vladimir-2013)
Парк Ленина. Фото 1960-е гг.
(Альбом ЛЕНИНГРАД. Виды города.
Фотографии Ильи Голанда. 1964 г.)
Главный вход в
кинотеатр "Великан".
1969 г. (Rain)
Кинотеатр "Великан"
С сайта pastvu.com
Добавил - vladimir-2013
(добавил
YURIY ALEKSANDROV)
Во внешнем облике Оперного зала преобладают неоклассические черты. Лейтмотивом главного (северного) фасада служат 3 высокие арки в стиле неренессанс. Акраду флонкируют симметричные трехъярусные ризалиты с пилястрами и мансардами. Стены облицованы светлым кирпичом. Боковой (западный) фасад оформлен аркадами с колоннами тосканского ордера и поэтажно расставленными пилястрами. Конструктивная структура театрального здания отличается новаторским решением. Здесь была применена "висячая фахверковая" железобетонная стена. Железобетонный купол считался крупнейшим в мире. Бетонные работы выполнял гражд. инж. В. А. Барри.
Круглый в плане зал с огромной сценой был связан с фоей системой проходов. Три яруса с металлическими ограждениями располагались по окружности. Восьмигранные колонны прорезали яруся и оканчивлись арками. Купол высотой 33 м завершался световым фонарем. Занавес расписал худ. И. Я. Билибин в "русском стиле".
Директором театра до 1915 г. был известный певец Н. Н. Фигнер. В постановках театра участвовали Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин А. В. Нежданова. Шаляпин выступал здесь и как режиссер. На этой сцене он поставил оперы "Дон Кихот" и "Моцар и Сальери", где исполнил партию Сальери.
После Февральской революции 1917 г. Народный дом перешел в ведение Городской думы. Спектакли прекратились.
С первых дней революции Народный дом стал использоваться для различных собраний и митингов. В мае 1917 г. здесь заседал 1-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов, на котором 22 мая с большой речью по аграрному вопросу выступил В. И. Ленин. В 1918 г. здесь состоялся митинг в честь освобождения из тюрьмы К. Либкнехта.
В 1919 г. Народному дому было присвоено имя К. Либкнехта и Р. Люксембург.
В 1920 г. он перешел в ведения Народного комиссариата просвещения. Весь комплекс Народного дома получил название Госнардома.
В 1924 г. Оперный театр был переоборудован по кинотеатр "Великан", а в конце 1928 г. - под Мюзик-холл, при этом кинотеатр был переведен в Железный зал. Затем Оперный зал передали Театру музыкальной комедии, где он действовал до 1939 г.
После реконструкции, осуществленной в 1950 г. по проекту арх-ров К. Л. Иогансена и Е. М. Соколова, в Оперном зале вновь открылся крупнейший в городе кинотеатр "Великан". Живописный плафон расписал худ. А. В. Трескин.
В 1978 здание было передано Мюзик-холлу. Реконструкция выполнена в 1981-1988 гг. по проекту 12-й мастерской ЛенНиипроект (арх-ры М. Будневич, Т. Гасанов, И. Кучерова и др.)
([
(Наум Синдаловский. Легенды петербургских садов и парков. 2012. Центрполиграф, Mary)
(Петроградский район. (под редак. Кирикова). Изд. дом Колло. СПб. 2004. Статья Б.М.Кириков, О.А.Шмелева. С. 550-554)
Мюзик-холл.
Фото - Mary, 2009.
"Народная аудитория по внешней стилистике вписывается в широкое русло неоклассического направления, но в ней трудно уловить особый дух петербургского ретроспектевизма 1910-х гг. Формальный строй здания подгонялся под архитектурное решение правого корпуса Народного дома, воспроизводившего облик выставочного павильона 1896 г. Поэтому здесь по-прежнему преобладают черты академического неоренессанса, отмеченные лишь налетом модернизации - в кирпичной облицовке и отчасти в рисунке окон. В тоже время аудитория стала новейшим достижением строительного искусства..." ([
Театр Нар.Дома имп.Николая II.
(Весь Петроград на 1917)
Большой зал Оперного театра
Фото 1910-х гг.
Добавил - Краевед спб
Фото - Suokas, 26.04.2007.
Фото - yuri.sedunov, 03.2011.
1917: Большой зал Оперного театра - Александровский парк, 4 (Весь Петроград на 1917 г. Ст.1161. 1-й Отд.)
1965: Кинотеатр "Великан - Стереокино" - парк Ленина, 4 ([
"Народный дом, где в мае 1917 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Здесь в Оперном зале выступали певцы Собинов Л.В., Шаляпин Ф.И.". Александровский парк, дом 4, лит М
Памятник истории федерального значения. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
Вестибюль.
Вид в вестибюль
с парадной лестницы.
Парадная лестница.
Зрительный зал.
Фото - Виктор М, 19.10.2016.
был бы я городничим, я бы запретил постановку современной скульптуры в границах города 1913 года-:)
поставьте эту креветку рядом скажем с пам. Суворову...
Ответ на "В Петропавловской крепости подвели итоги конкурса " от Наталия
Победителем конкурса, занявшим первое место, стал скульптор Евгений Ротанов и архитектор Иван Кожин. Принимая награду, Иван Кожин, подчеркнул, что памятник вдохновлен знаменитой картиной «Портрет Ф.И. Шаляпина» кисти Б.М. Кустодиевым 1922 года. В образе сохранен баланс между авторской экспрессивностью в лепке и сдержанным консерватизмом ленинградской школы. Он также отметил, что архитектурная часть не предполагает грандиозной реконструкции существующей площади, достаточно сдержанное благоустройство позволит не отвлекать от эмоциональной и яркой пластики скульптуры.
Второе место члены жюри присудили Арсену Левонян и Елизавете Силаевой. Артист, по задумке авторов, запечатлен в момент выступления. Бронзовая статуя высотой три с половиной метра представляет собой шагающую фигуру Федора Шаляпина, облаченного в хитон. Фигура разворачивается в сторону Введенской улицы, рукой указывая на театр. Проект также предполагает благоустройство территории. К памятнику ведут четыре пешеходные дорожки, на каждой из которой по три арки, олицетворяющие распространение голоса певца. Памятник сочетает в себе черты классической скульптуры в современном прочтении. Декоративные складки драпировок тянутся сверху вниз и создают вертикально-диагональное движение, отсылая зрителя к театральному занавесу.
Третье место занял Константин Гарапач. Его Федор Шаляпин представлен сидящим в своем театральном кресле. Как отмечает автор, бросив шубу и готовясь к выступлению, артист как будто погружается в состояние своих театральных героев. Образ певца настраивает на спокойное и одновременно возвышенное состояние души, вызывая в памяти ощущения от звучания уникального голоса Федора Шаляпина. Предполагаемая высота бронзовой скульптуры – 240 см. С тыльной стороны постамента может быть размещена памятная табличка.
На мой взгляд, вариант, занявший третье место - самый приличный.
Ответ на "имхо полное вырождение искусства ваяния...не могут" от весовщик
"Дегенеративное искусство" ваяния...
вы что не видели памятник Павлу I с крошечной инопланетной головой во дворе михайловского замка? Он стоит там уже много много лет...
дырка видимо что-то каббалистическое....у моше де леона вон в голове...https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%88%D0%B5_%D0%B4%D0%B5_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD